Как утилизируют самолеты и другие воздушные судна?

Любая техника со временем устаревает. Летательные аппараты не исключение. Для утилизации компонентов воздушных судов военной, гражданской авиации ежегодно выделяются средства. Проблема уничтожения списанных самолетов актуальна для многих стран, имеющих авиапарки. Десятки тысяч воздушных судов годами ржавеют на заброшенных аэродромах, временных стоянках, в ангарах.

[vote2x id=»4572″ align=»center»]

Авиатехника – это сложные технические изделия, состоящее:

  • из агрегатов разного уровня автоматизации;
  • узлов, связанных с двигателем;
  • километров электрокабеля, проводов связи;
  • приборов, обеспечивающих комфортные условия в кабине, салоне;
  • оборудования, обеспечивающего навигацию;
  • специальных жидкостей, опасных для биосферы;
  • сплавов цветных металлов.

Функции организаций, утилизирующих самолеты:

  • рассортировать детали и узлы на черный и цветной металл;
  • выделить драгоценные металлы;
  • отсортировать пластик, пригодный для дальнейшей переработки.

[info-box type=»bold»]Прежде, чем разбирать современную авиатехнику, изучают конструктивные нюансы аппаратов. [/info-box]При разборке соблюдают химическую, экологическую, радиационную безопасность.

Особенности утилизации самолетов

Модернизировать устаревшие самолеты бессмысленно, проще построить новые, современные летательные аппараты. Лучшим вариантом считается сдать отслужившие свой срок самолеты или вертолеты на утилизацию. Процесс передачи и разборки регламентируется законодательством и рядом нормативных документов. Установленный регламент обязаны соблюдать:

  • владельцы транспортных средств (юридические и физические лица);
  • организации, оказывающие услуги по утилизации техники.

Самолеты разбирают высокотехнологичным передвижным оборудованием. К работе допускаются только квалифицированные сотрудники. Разработан алгоритм действий по разборке самолетов единый для всех утилизирующих организаций.

Предварительно устаревший самолет выводится из эксплуатации. Необходимо получить все разрешения на демонтаж. Разборка производится на площадках-отстойниках, в ангарах или на месте крушения самолета. Затем части транспортируются для дальнейшей переработки в специализированные организации.

Списывается только корпус авиатехники. Двигатели, действующие узлы, редукторы, стойки шасси снимают в авиапарках, они нужны для ремонта оставшейся техники, ненужное снятое оборудование продают.

[info-box type=»bold»]Авиатехника содержит до 90% компонентов, которые подвергают рециклингу. [/info-box]Самолетный лом имеет свою специфику, из-за неметаллических включений (пластика, стекловолокна, лакокрасочных материалов) стоит меньше, чем обычный металлом.

Алюминиевые сплавы сортируют по химическому составу, делят на 5–6 групп. Из литейных сплавов изготовлены корпуса редукторов, силовых узлов, для обшивки корпуса, фюзеляжа используются деформируемые материалы. Для переработки электронного лома требуется специализированное оборудование. Переплавленный металл можно применять снова.

Этапы утилизации самолетов

Организация или предприятие, которое утилизирует б/у самолеты и другую авиатехнику, должны иметь специальные инструменты для резки металла и демонтажа узлов. Необходим спецавтотранспорт, манипуляторы. Для некоторых видов работ требуются допуски.

Этап 1

Процесс начинается с демонтажа основных узлов. Для этого необходимо слить в емкости все технические жидкости, оказывающие вред окружающей среде:

  • омыватели, используемые для очистки иллюминаторов и стекол в кабине;
  • трансмиссионные, редукторные и другие масла;
  • хладогенты;
  • теплоносители;
  • остатки топлива.

Затем снимают взрывные устройства системы катапультирования, приступают к демонтажу электроприборов, систем контроля. Бортовое и пассажирское оборудование складируется отдельно. Неметаллические части (обшивка, изоляционные материалы, полимерные детали, отделочная фурнитура) отправляют на утилизацию, если их нельзя использовать повторно для ремонта действующей авиатехники.

Этап 2

Резка корпуса на транспортировочные части с предварительной сортировкой на черные и цветные металлы. Для резки используют болгарку, газовые резаки или сварочные аппараты. Фрагменты авиатранспорта грузят на спецтехнику и вывозят на последующий детальный демонтаж. Часть металлолома сразу отправляют на переработку.

Этап 3

Когда демонтаж закончен, производится оценка авиалома, его делят на партии, маркируют для отправки на переплавку. Утилизирующие организации заинтересованы в тщательной сортировке лома и отходов, стоимость вторсырья зависит от чистоты компонентного состава.

Список утилизирующих компаний

В последние годы появляются частные утилизирующие организации, они не могут составить конкуренцию крупным компаниям по утилизации воздушных судов:

  • ООО «Авиавторресурс» с крупным комплексом рециклинга алюминия;
  • ЗАО «Московская промышленная компания Авиамет»;
  • Уральский центр утилизации, перерабатывающий лом, приборы, оборудование;
  • ООО ПЗЦМ «Авиа», занимающийся разборкой техники с драгметаллами.

Перерабатывающие самолеты организации должны находиться за пределами жилых и рекреационных зон. Военная техника утилизируется компанией, выбранной Министерством обороны.

Утилизация воздушных судов в России

Техника времен СССР морально устарела, оказалась не нужна, авиакомпании закупали иностранную технику, нашу принимали не все международные аэропорты. Проблема утилизации б/у самолетов в России стала актуальной в 1999 году, когда на авиарынок пришли иностранные авиаперевозчики. Переработке подлежали тысячи авиалайнеров и столько единиц военной техники.

В настоящее время авиационные компании заинтересованы в эффективной эксплуатации авиатехники. Малоэффективные лайнеры продают в развивающиеся страны, техника в плохом состоянии или с выработанным ресурсом утилизируется через спецорганизации. При утилизации важно по-максимуму извлекать вторресурсы, чтобы устаревшая авиатехника не наносила ущерб окружающей среде.

Добавить комментарий