Ведение кадастра отходов: виды, назначение, штрафы
Кадастр отходов — это один из главных государственных документов, касающихся полной информации о накоплении, утилизации, вторичной переработке и захоронении мусора. В нем заключены сведения для защиты природы от отработок промышленно-бытового характера и совершенствования экологической обстановки в стране.
Какими бывают кадастры отходов?
По уровню важности и объема целей, данных о загрязнении природной среды в РФ создано два вида кадастра:
- Государственный.
- Региональный (сводный).
Министерство экологии и природопользования при разработке кадастра отходов преследовало интересы в сфере госохраны окружающей среды для:
- сбора и систематизации знаний о видах промышленного и бытового мусора;
- анализирования и контроля действий по охране природы;
- оценки способов сбора, переработки и утилизации отработок.
Учреждения любой формы собственности обязаны подавать сведения в соответствующий кадастр.
Организации сдают экологическую отчетность, основываясь на приказе No 462 (посл. ред. от 29.06.15). При наличии реквизитов объекта в перечне Минприроды, он подлежит федеральному надзору. Компании, которых в списке нет, состоят под региональным эконадзором.
Государственный кадастр отходов
В Российской Федерации правовое регулирование в области образования мусорных отработок производства и потребления базируется на полученной кадастровой отчетности. Это своеобразный информационный ресурс, в котором собраны сведения о мусоре и его вреде для природы и человека.
Государственный кадастр отходов включает в себя 3 части:
- Федеральный классификатор (ФККО). В нем под кодовыми обозначениями числятся виды отработок, разделенных по категориям опасности.
- Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) создан для обеспечения деятельности с отходными материалами на зарегистрированных полигонах.
- Банк данных об отходах содержит сведения о проводимых действий с мусором (размещение, ликвидация, переработка).
Региональный кадастр отходов
В каждом субъекте РФ существует собственный региональный кадастр, сформированный на основе единого Росреестра.
В отдельно разработанной программе каждого региона содержится информация о:
- правилах по заполнению отчета;
- местах официально разрешенных полигонов;
- компаниях, выполняющих утилизацию и рециклинг.
На основании сводного кадастра отходов местный ДПиООС контролирует пункты окончательного размещения мусора. Полученные данные используют для создания мер по предупреждению и ликвидации незаконных операций в среде природопользования, охране природных ресурсов и их целесообразному использованию.
Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения?
Появление промышленно-бытового мусора—неизбежный процесс. Большинство видов утильсырья содержит вредные и чрезвычайно токсичные компоненты для окружающей среды, поэтому этапы обращения с ним контролируются государством. Для этого разработаны государственный и региональные кадастры отходов, назначением которых является сбор данных о мусоре и его систематизация.
Для облегчения работы по экологическому надзору во всеобщую информационную базу включены:
- классификационный каталог, с присвоением класса опасности и кода для каждого типа отработок;
- перечень предприятий всех форм собственности (муниципальные, частные);
- действующие полигоны, где хранятся и утилизируются мусорные остатки;
- документы об утверждении нормативов образования и лимитов отработок по категориям;
- документация по лицензированию фирм, занимающихся транспортировкой, переработкой, обезвреживанием мусора.
За развитие и организацию всероссийского кадастра отвечают Минэкологии и Росприроднадзор. У каждого образователя отходов фиксируется их вид, объем, компонентный состав, уровень опасного воздействия на экологию.
Формы отчета по кадастру
Субъекты устанавливают формы отчета по кадастру отходов согласно условиям Министерства экологии.
В структуре отчетных данных содержится:
- статистическая отчетность по форме 2-ТП с указанием информации об отработках;
- сопроводительное письмо для передачи документов, с фиксированием в нем всех составляющих;
- бумаги со стоимостью размещения отходов;
- техническая выписка о стабильности производственного процесса, если технологии не изменены и объемы образования мусора остались прежними.
Подробная информация о подаче сведений в сводный кадастр отходов содержится на сайте Минэкологии и природопользования РФ.
Порядок сдачи отчетности
Перед подачей документов в Министерство, природопользователи обязаны зарегистрироваться в АИС «Кадастр отходов». Это автоматизированная информационная система, которую разработали с целью ведения контроля за передвижением мусора в пределах региона. После оформления мусорообразующим объектам присваивается номер.
Юрлицам зарегистрированным по разным адресам полагается единый индивидуальный номер.
Периодичность сдачи полного пакета документации в регионах отличается. Власти субъекта устанавливают графики внесения сведений: раз в квартал или раз в год.
В сравнение с прошлыми годами, сегодня расчет информации и формирования документов упрощен. На сайтах ДПиООС для заполнения экологического проекта доступно специальное программное обеспечение.
Для базового комплекта бумаг, необходимых для ведения областного кадастра отходов нужно выполнить:
- количественный расчет требуемого сырья для технологического процесса и объем выпускаемой продукции;
- инвентаризацию на производстве для уточнения источника мусора и мест его размещения до момента удаления спецтранспортом;
- определение класса опасности образовавшегося утильсырья и нормативы его образования;
- оформление паспорта на каждый тип отработок;
- подсчет объема отходных остатков, подлежащих переработке или обезвреживанию (для опасных категорий);
- отчет по частоте вывоза с территории.
Формирование сведений для сводного кадастра
Порядок ведения государственного и сводного кадастра отходов находится под контролем Минприроды и Минэкологии. Отчетная форма заполняется с помощью ПО.
Для отчетности используют данные следующих документов:
- выписка ЕГРЮЛ;
- утвержденный проект образования отходных материалов и лимит их размещения;
- сданный отчет 2-ТП;
- документальное отображение применяемых способов сортировки, уничтожения, утилизации, захоронения;
- оплаченный экологический сбор;
- заверенный Росприроднадзором отчет о неизменности производственного процесса;
- лицензия сторонней организации на транспортировку, утилизацию, обезвреживание.
В региональный кадастр отходов вносить сведения об отработках радиоактивного, медицинского и биологического происхождения не нужно. Их учет выполняют Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор соответственно.
Заполненную отчетную форму нумеруют, сшивают, ее подписывает руководитель, и ставит печать предприятия. При регистрации производства по разным адресам, отчетность формируют по каждому объекту отдельно. В дополнение оформляют две копии сопроводительного письма. После передачи отчета в Департамент на одном экземпляре ставится отметка о вручении.
Последствия непредоставления данных
Все природопользователи обязаны до определенного срока подать сведения в сводный или государственный кадастр отходов. В случае несоблюдения условий предусмотрено административное наказание. В Московском регионе по статье 9.2 КоАП за уклонение от правил по ведению отчета кадастра отходов положены штрафы.
За непредоставление сведений установлено денежное взыскание для:
- ИП (10000—20000 Р);
- должностных лиц (20000—50000 Р);
- юрлиц (100000—200000 Р).
Штрафные санкции полагаются за нарушение сроков сдачи или предоставление неполных, или искаженных данных:
- ИП (5000—10000 Р);
- должностные лица (10000—30000 Р);
- юридические лица (50000—150000 Р).
По итогам исследований ученых, состояние экологической обстановки в стране ухудшается ежегодно. Для изменения ситуации требуется внедрение вспомогательных природоохранных мер к уже существующим и ужесточение госконтроля за предоставленными сведениями кадастровой отчетности по отходам.