Ведение кадастра отходов: виды, назначение, штрафы

Кадастр отходов — это один из главных государственных документов, касающихся полной информации о накоплении, утилизации, вторичной переработке и захоронении мусора. В нем заключены сведения для защиты природы от отработок промышленно-бытового характера и совершенствования экологической обстановки в стране.

Какими бывают кадастры отходов?

По уровню важности и объема целей, данных о загрязнении природной среды в РФ создано два вида кадастра:

  • Государственный.
  • Региональный (сводный).

Министерство экологии и природопользования при разработке кадастра отходов преследовало интересы в сфере госохраны окружающей среды для:

  • сбора и систематизации знаний о видах промышленного и бытового мусора;
  • анализирования и контроля действий по охране природы;
  • оценки способов сбора, переработки и утилизации отработок.

Учреждения любой формы собственности обязаны подавать сведения в соответствующий кадастр.

Организации сдают экологическую отчетность, основываясь на приказе No 462 (посл. ред. от 29.06.15). При наличии реквизитов объекта в перечне Минприроды, он подлежит федеральному надзору. Компании, которых в списке нет, состоят под региональным эконадзором.

Государственный кадастр отходов

В Российской Федерации правовое регулирование в области образования мусорных отработок производства и потребления базируется на полученной кадастровой отчетности. Это своеобразный информационный ресурс, в котором собраны сведения о мусоре и его вреде для природы и человека.

Государственный кадастр отходов включает в себя 3 части:

  • Федеральный классификатор (ФККО). В нем под кодовыми обозначениями числятся виды отработок, разделенных по категориям опасности.
  • Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) создан для обеспечения деятельности с отходными материалами на зарегистрированных полигонах.
  • Банк данных об отходах содержит сведения о проводимых действий с мусором (размещение, ликвидация, переработка).

Региональный кадастр отходов

В каждом субъекте РФ существует собственный региональный кадастр, сформированный на основе единого Росреестра.

В отдельно разработанной программе каждого региона содержится информация о:

  • правилах по заполнению отчета;
  • местах официально разрешенных полигонов;
  • компаниях, выполняющих утилизацию и рециклинг.

На основании сводного кадастра отходов местный ДПиООС контролирует пункты окончательного размещения мусора. Полученные данные используют для создания мер по предупреждению и ликвидации незаконных операций в среде природопользования, охране природных ресурсов и их целесообразному использованию.

Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения?

Появление промышленно-бытового мусора—неизбежный процесс. Большинство видов утильсырья содержит вредные и чрезвычайно токсичные компоненты для окружающей среды, поэтому этапы обращения с ним контролируются государством. Для этого разработаны государственный и региональные кадастры отходов, назначением которых является сбор данных о мусоре и его систематизация.

Для облегчения работы по экологическому надзору во всеобщую информационную базу включены:

  • классификационный каталог, с присвоением класса опасности и кода для каждого типа отработок;
  • перечень предприятий всех форм собственности (муниципальные, частные);
  • действующие полигоны, где хранятся и утилизируются мусорные остатки;
  • документы об утверждении нормативов образования и лимитов отработок по категориям;
  • документация по лицензированию фирм, занимающихся транспортировкой, переработкой, обезвреживанием мусора.

За развитие и организацию всероссийского кадастра отвечают Минэкологии и Росприроднадзор. У каждого образователя отходов фиксируется их вид, объем, компонентный состав, уровень опасного воздействия на экологию.

Формы отчета по кадастру

Субъекты устанавливают формы отчета по кадастру отходов согласно условиям Министерства экологии.

В структуре отчетных данных содержится:

  • статистическая отчетность по форме 2-ТП с указанием информации об отработках;
  • сопроводительное письмо для передачи документов, с фиксированием в нем всех составляющих;
  • бумаги со стоимостью размещения отходов;
  • техническая выписка о стабильности производственного процесса, если технологии не изменены и объемы образования мусора остались прежними.

Подробная информация о подаче сведений в сводный кадастр отходов содержится на сайте Минэкологии и природопользования РФ.

Порядок сдачи отчетности

Перед подачей документов в Министерство, природопользователи обязаны зарегистрироваться в АИС «Кадастр отходов». Это автоматизированная информационная система, которую разработали с целью ведения контроля за передвижением мусора в пределах региона. После оформления мусорообразующим объектам присваивается номер.

Юрлицам зарегистрированным по разным адресам полагается единый индивидуальный номер.

Периодичность сдачи полного пакета документации в регионах отличается. Власти субъекта устанавливают графики внесения сведений: раз в квартал или раз в год.

В сравнение с прошлыми годами, сегодня расчет информации и формирования документов упрощен. На сайтах ДПиООС для заполнения экологического проекта доступно специальное программное обеспечение.

Для базового комплекта бумаг, необходимых для ведения областного кадастра отходов нужно выполнить:

  • количественный расчет требуемого сырья для технологического процесса и объем выпускаемой продукции;
  • инвентаризацию на производстве для уточнения источника мусора и мест его размещения до момента удаления спецтранспортом;
  • определение класса опасности образовавшегося утильсырья и нормативы его образования;
  • оформление паспорта на каждый тип отработок;
  • подсчет объема отходных остатков, подлежащих переработке или обезвреживанию (для опасных категорий);
  • отчет по частоте вывоза с территории.

Формирование сведений для сводного кадастра

Порядок ведения государственного и сводного кадастра отходов находится под контролем Минприроды и Минэкологии. Отчетная форма заполняется с помощью ПО.

Для отчетности используют данные следующих документов:

  • выписка ЕГРЮЛ;
  • утвержденный проект образования отходных материалов и лимит их размещения;
  • сданный отчет 2-ТП;
  • документальное отображение применяемых способов сортировки, уничтожения, утилизации, захоронения;
  • оплаченный экологический сбор;
  • заверенный Росприроднадзором отчет о неизменности производственного процесса;
  • лицензия сторонней организации на транспортировку, утилизацию, обезвреживание.

В региональный кадастр отходов вносить сведения об отработках радиоактивного, медицинского и биологического происхождения не нужно. Их учет выполняют Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор соответственно.

Заполненную отчетную форму нумеруют, сшивают, ее подписывает руководитель, и ставит печать предприятия. При регистрации производства по разным адресам, отчетность формируют по каждому объекту отдельно. В дополнение оформляют две копии сопроводительного письма. После передачи отчета в Департамент на одном экземпляре ставится отметка о вручении.

Последствия непредоставления данных

Все природопользователи обязаны до определенного срока подать сведения в сводный или государственный кадастр отходов. В случае несоблюдения условий предусмотрено административное наказание. В Московском регионе по статье 9.2 КоАП за уклонение от правил по ведению отчета кадастра отходов положены штрафы.

За непредоставление сведений установлено денежное взыскание для:

  • ИП (10000—20000 Р);
  • должностных лиц (20000—50000 Р);
  • юрлиц (100000—200000 Р).

Штрафные санкции полагаются за нарушение сроков сдачи или предоставление неполных, или искаженных данных:

  • ИП (5000—10000 Р);
  • должностные лица (10000—30000 Р);
  • юридические лица (50000—150000 Р).

По итогам исследований ученых, состояние экологической обстановки в стране ухудшается ежегодно. Для изменения ситуации требуется внедрение вспомогательных природоохранных мер к уже существующим и ужесточение госконтроля за предоставленными сведениями кадастровой отчетности по отходам.

Добавить комментарий