Размещение отходов: отчетность, государственный реестр, порядок и сроки

У всех индустриальных предприятий существует проблема переработки отходов производства. В связи с недобросовестным отношением к природопользованию в атмосферу регулярно выбрасывается масса опасных веществ, негативно влияющих на состояние экологии. Размещение отходов регулируется на законодательном уровне. Все предприятия обязаны отчитываться о количестве и опасности образующегося мусора перед контролирующими органами.

Государственный реестр объектов размещения отходов

Современные технологии промышленного производства позволяют перерабатывать часть остатков, однако не все вещества можно полностью утилизировать. Такой материал вывозят на специальные полигоны, которые выбирают, основываясь на сведениях о ресурсе, типах и концентрации вредного вещества. Правильный выбор места изоляции минимизирует урон, причиняемый экологии.

В приказе Министерства природы РФ № 792, вступившем в силу в августе 2014 г., установлен регламент оформления государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО). В нем собрана и упорядочена информация обо всех действующих местах содержания и захоронения мусора, отвечающих принятым законодательно предписаниям. Хранение или захоронение разрешено только на объектах расположения отработанных материалов, входящих в ГРОРО. Изолируют отработанный материал, в специально предназначенных хранилищах, устраняющих риск попадания в природную среду вредоносных веществ.

Категорически нельзя размещать мусор:

  • на территории населенных пунктов;
  • в пределах лесных массивов, курортных и рекреационных зон;
  • во владениях оздоровительных учреждений;
  • на водоохранных пространствах;
  • в местах использования питьевой воды;
  • вблизи участков добычи полезных ископаемых.

В государственный реестр не входят приостановленные или исключенные из эксплуатации ОРО (скотомогильники, захоронения радиоактивных веществ).

По приказу Росприроднадзора, официальный перечень объектов размещения отходов публикуется каждый месяц с августа 2014 г. В нем должна указываться полная информация об объекте:

  • Регион расположения;
  • Номер ОРО и его название;
  • Предназначение (хранение и/или захоронение);
  • Существование или отсутствие неблагоприятного действия;
  • Соседнее поселение;
  • Подробные сведения об эксплуатирующей компании;
  • Список отработанных материалов, подлежащих обезвреживанию на объекте.

Объекты размещения отходов

Согласно ст.1 ФЗ № 89, к ОРО относятся специально обустроенные для вывоза и захоронения отработанных материалов сооружения (полигоны, гидротехнические шламохранилища, отвалы горной породы). По п. 7 ст. 12 этого же Закона запрещается отправлять отработанные материалы на объекты, не включенные в ГРОРО. Направление мусора на такие участки неправомерно и влечет за собой административную ответственность:

  • для юридических лиц в виде штрафа от 100 до 250 тысяч рублей или приостановки деятельности до 3 месяцев;
  • для ИП в форме неустойки до 50 тысяч рублей или прекращения работы до 90 суток.

Даже при отсутствии поблизости официально оформленного в ГРОРО полигона проект лимитов на вывоз отходов не будет разрешен. Следует внимательно изучить договор на перевозку и размещение мусора: в нем должно быть точно указано место доставки. Необходимо проверить его вхождение в реестр зарегистрированных зон.

В соответствии с п. 7 ст. 16.3 ФЗ № 7 в случае хранения отходов на объектах, не причиняющих негативного воздействия окружающей среде (НВОС), платить за хранение мусора не придется. Устраняют вредное влияние экологию меры, направленные на охрану окружающей среды. Отсутствие ущерба для экологии подтверждается с помощью ведения мониторинга чистоты или загрязнения внешней среды, а результаты закрепляются в форме отчета.

Обязанность инвентаризации объектов размещения отходов лежит на владельцах полигона или хранилища. Порядок проведения процедур определяется Приказом Министерства Природы (2016). Измерения осуществляют с помощью приборов, способных верно определить биологические, химические и физические нормативные показатели атмосферы и внешней среды, включая максимально допустимую концентрацию опасных элементов.

При соблюдении всех нормативных требований к объектам размещения отходов, на основании отчета территориальное отделение Росприроднадзора принимает решение о подтверждении отсутствия НВОС. Сведения, указанные в докладе, сравниваются с данными о загрязнении окружающей среды, полученными из других источников. Причиной отказа выдачи свидетельства об исключении НВОС может стать:

  • Нехватка в отчете показателей инструментальных измерений, доказывающих выполнение нормативных значений качества окружающей среды;
  • Избыток сопутствующих химических или других параметров состояния окружающей среды в зоне, примыкающей к ОРО;
  • Нарушение нормативов характеристик природной среды на участке полигона и в местах поступления сточных вод от него.

За хранение мусора на объекте, получившем свидетельство исключения НВОС, в течение отчетного года плата за размещение отходов не должна вноситься.

Нормативные акты по лимитам на размещение отходов

Ст. 11 ФЗ № 89 обязывает предпринимателей и юридических лиц в процессе эксплуатации предприятий и других объектов:

  • Создавать программы показателей отработанных материалов и ограничений на их распределение для снижения объема;
  • Применять научные и технические открытия для внедрения современных малоотходных технологий;
  • Производить расчет лимитов на размещение отходов и их ОРО.

Согласно ст. 18 указанного Закона крупные предприятия, которые производят мусор, занимаются самостоятельной разработкой проекта нормативов размещения отходов и лимитов на их распределение. Исходя из своих полномочий, представители малого и среднего бизнеса, сталкивающиеся с образованием отработанного материала, должны отчитываться в форме уведомления о расходе, складировании, обеззараживании и других операциях с отходами.

В соответствии с п. 3 ФЗ № 309 план выдачи лимитов на распределение мусора утверждается на 5 лет. Продление лимитов на размещение отходов происходит ежегодно на основе отчета о неизменяемости процесса по форме, установленной приказом Ростехнадзора № 703.

Порядок и сроки внесения платы и представления декларации

Размер взносов за консервацию отработанного материала высчитывается, исходя из сведений об их количестве за прошедший период с учетом лимитов на размещение отходов и их превышения. Лица, в обязанность которых входит внесение платы, сами устанавливают платежную базу, основываясь на сведениях производственного мониторинга состояния окружающей среды по каждой категории опасности мусора.

Расчет платы за размещение отходов выполняется по специальной формуле: платежная база по данной категории риска умножается на таксу со специально введенным коэффициентом. Причем платежная база в действительности и в отчете не должна быть больше установленных лимитов на складирование отработанного материала данной категории опасности. В случае превышения определенных ограничений в отчете или выявленного реального излишка по сравнению с предоставленными сведениями сумма платежа рассчитывается с учетом разницы платежной базы за объем нормативного хранения и массы сверхлимитного размещения отходов с коэффициентом 5.

Ставки платы устанавливаются на три года. Периодичность сдачи отчетности – 12 месяцев. Взносы за прошедший год следует вносить до 1.03 года, следующего за отчетным. Оплата производится в форме квартальных авансовых платежей до 20 числа месяца следующего квартала. Исключение составляет IV квартал: в декабре необходимо рассчитаться за вывоз мусора полностью до конца года.

Задержка с оплатой или недостаточная сумма обусловливает начисление штрафа в размере 1/300 от учетной ставки Центробанка на день расчета, однако не больше 0,2% ежедневно.

До 10.03 следующего года владелец предприятия по размещению мусора должен подать в местное отделение Росприроднадзора декларацию об оплате за НВОС в электронном виде. При исчислении оплаты меньше 25 тысяч рублей или неимении электронной подписи разрешается сдавать отчетность на бумажных носителях. В случае нахождения объектов утилизации на разных территориях, по каждому из них формируется самостоятельная документация. По нескольким предприятиям, находящимся в одном регионе, сдают одну форму.

Отчет о размещении отходов

Представители и организации малого и среднего бизнеса, которые образуют и размещают мусор, ежегодно должны сдавать отчет в Министерство экологии по установленной форме в письменном или электронном виде. Бланк для предоставления информации можно взять на сайте Росприроднадзора, там же сдают электронную версию отчета. Подготовить отчет МПС можно с помощью бесплатной программы экологической отчетности – Модуля природопользователя. Срок предоставления документа – до 15.01 следующего года.

Региональные организации вправе определять свои правила сдачи отчета о размещении отходов. Поэтому предварительно перед предоставлением документа желательно узнать о деталях отчетности на сайте местного подразделения охраны природы. Например, в Москве существуют свои формы с отдельными требованиями к содержанию и оформлению.

Разрешение на размещение отходов

Размещение промышленных остатков – непростая работа, которую доверяют только специалистам, прошедшим обучение и получившим разрешение на размещение отходов.

Лицензированием природопользования занимается региональное отделение Минприроды РФ, оформляющее документацию по особой форме, которую можно скопировать на веб-странице организации. В разрешении на строительство объекта указываются условия охраны окружающей среды:

  • Потенциальное количество мусора на объекте;
  • Продолжительность содержания отработанных материалов;
  • Установленное ограничение на размещение отработанных материалов;
  • Планы мер по экологической безопасности;
  • Свойства объектов для содержания отходов.

Разрешение действует один год. Если на территории региона нет приемлемых построек, обустроенных по требованиям экологической безопасности, Минприроды может выдать временный допуск.

Чтобы получить разрешение, нужен пакет документов:

  • Заявление;
  • Лимит размещения мусора на текущий временной промежуток;
  • Список и параметры отработанного сырья;
  • Планируемые шаги для получения лимитов;
  • Характеристика объекта размещения отходов;
  • Соглашение с администрацией региона;
  • Заключение территориальных отделов организаций;
  • Программа мер по устранению аварий.

Природопользователь на законодательном уровне отвечает за надежность сведений. Получение разрешения не освобождает его от поисков производителей, для которых отходы могут стать сырьем. Для продления разрешения необходимо каждый год собирать нужные документы.

Правовое регулирование хранения отработанного материала предусматривает непременное лицензирование. Содержание и утилизация мусора, остающегося в результате работы промышленных предприятий, необходимы для экологической безопасности региона. Для этого выделяются отдельные участки, и занимаются этим специалисты, разбирающиеся в защите окружающей среды.

Добавить комментарий