Закон об охране окружающей среды РФ

Защитить природные богатства от губительного антропогенного воздействия, сохранить воздух, воду и почву для грядущих поколений — цель принятия федерального закона об охране окружающей среды. Проанализируем нормы, установленные этим законодательным актом, акцентируясь на принципах природозащитной деятельности, экологических правах и обязанностях граждан, их зарегистрированных объединений.

Законодательство по охране окружающей среды

Юридическая база природоохраны заложена в Конституции РФ. 42-я статья гарантирует каждому россиянину право на благоприятную естественную среду, получение точных сведений о ее фактическом состоянии и на материальное возмещение ущерба здоровью либо частной собственности, понесенного при экологическом правонарушении.

В Конституции России закреплены:

  • использование и охранение ресурсов как основы жизнедеятельности жителей данной территории — ч. 1 ст. 9;
  • нахождение земли и неземельных естественных ресурсов во всех предусмотренных формах собственности — ч. 2 ст. 9;
  • нахождение вопросов природопользования в совместном распоряжении Российской Федерации и ее субъектов — пункт в) ч. 1 ст. 72.

Общероссийское законодательство по экологии состоит из природоохранных и природоресурсных законов.

Природоресурсные:

  • Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ;
  • федзакон «О недрах»;
  • федзакон «О животном мире»;
  • ряд других.

Основной природоохранный документ — федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 (далее — Закон об окружающей среде, либо 7-ФЗ). Он подписан Президентом 10 января 2002 года. Нормы, касающиеся обеспечения основополагающих прав на чистую, насколько это возможно, природную среду, есть в законах о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии.

По мере целесообразности экологические правила дополнительно регламентируются президентскими указами, правительственными постановлениями, нормативно-правовыми актами субъектов федерации.

Всё это следует со 2-й статьи Закона об окружающей, предваренной его основными положениями (ст. 1).

Основные принципы охраны естественной среды

Фундаментальные принципы работы госорганов, региональных и местных властей, юрлиц, частных лиц по защите окружающей среды содержаться в 3-й статье 7-ФЗ.

Обеспечение права человека на чистую естественную среду — существеннейшая цель природопользователей и властных органов. Действуя ради сохранения экобезопасности, они обязаны соблюдать баланс экологических, экономических, социальных интересов.

Власти всех уровней отвечают за экобезопасность, обязательно занимаясь природоохраной. При этом в России действуют независимые структуры, задание которых — строгий контроль за природопользователями.

Другая важная норма Закона об окружающей — презумпция экологической опасности хозяйственной и всякой другой деятельности (далее — хоздеятельность), которой намереваются заниматься организации и физлица. Прежде чем принимать решение о допустимости строительства и запуска в той или иной местности нового промпредприятия, энергетического объекта, образования транспортной артерии, другого вмешательства в естественный ландшафт и экосистему, следует производить оценку его влияния на будущее состояние природных систем, проводить экоэкспертизу проектной и иной документации.

Если же хоздеятельность получает все надлежащие согласования и начинается, хозяйствующие субъекты должны добиваться минимальности неблагоприятного влияния на природу, разрабатывая и внедряя соответствующие технологии.

Объекты охраны природной среды

Природные объекты, которым необходима охрана со стороны человека, указаны в 4-й статье Закона об окружающей. Речь идет о ста процентах гидросферы (включая подземные воды), земельных ресурсах (грунтах и глубинах земли), флоре, фауне, воздухе, пласте озона, защищающем атмосферу.

Здесь же приводится список категорий природных объектов, требующих усиленной охраны. Среди прочих в нем значатся:

  • заповедные территории, типы которых выписаны в данном законе;
  • курортные местности и находящиеся в них целительные ресурсы природы;
  • области исконного проживания малочисленных народностей.

К усиленно охраняемым принадлежат объекты, официально признанные представляющими признанную ценность — для науки, рекреации, оздоровления, сохранности исторического наследия и др.

Органы власти, занимающиеся госуправлением в природоохранной области

Госуправление в природозащитной сфере возлагается на властные органы, имеющие полномочия по Основному Закону и конституционно-федеральному закону о Правительстве РФ.

Ведущим федведомством определено Министерство природных ресурсов и экологии. К его преимущественной компетенции относятся охрана природы, воспроизводство ее возобновляемых ресурсов, пользование богатствами фауны, разработка и претворение в действительность мер по экобезопасности, ряд других функций, связанных с общенациональной экологической политикой.

В субъектах РФ создаются госорганы субъектов федерации, уполномоченные на госуправление в природозащитных делах, реализующие необходимые меры.

Полномочия органов власти

По букве ст. 5 Закона об охране окружающей среды, госорганы уполномочены разрабатывать и принимать нормативно-юридические акты по природозащитной деятельности, производить надзор за их претворением в жизнь, проводить надлежащий экоконтроль.

Предписанная федзаконом задача властных структур, управляющих природоохраной — разрабатывать и утверждать федпрограммы по экоразвитию, выступать гарантом их практической реализации.

Управление охраной природы на заповедных объектах, установление зон экологического бедствия, ведение в них мероприятий по реабилитации природной среды, природозашитный госмониторинг тоже принадлежат к компетенции специально уполномоченных госорганов.

Они же обязаны подвергать ограничительным мерам, приостанавливать и запрещать хоздеятельность, нарушающую природоохранные нормы.

Сбор и публикация сведений о зафиксированном состоянии натуральной среды, претворенных в реальность природоохранных мерах представляет еще одну обязанность властей.

Экологические права и обязанности граждан

По букве 11-й статьей Закона об окружающей, граждане вправе:

  • создавать НКО, целями и уставными заданиями которых выбраны природоохранные мероприятия;
  • документально обращаться в профильные компетентные госорганы за полными объективными сведениями по экологической проблематике, формулировать на бумаге и доставлять им жалобы, предложения, получать официальные ответы на направленные обращения;
  • оказывать содействие властным органам всех уровней в работе над реализацией природоохранных мер;
  • участвовать в гражданских акциях, связанных с отстаиванием экологических прав и интересов юр-, физлиц;
  • инициировать общественную экоэкспертизу, непосредственно ею заниматься;
  • подавать судебные иски о финансовом компенсировании экологического вреда;
  • пользоваться другими правами, представляющими содержательную часть действующих нормативно-юридических актов.

Обязанностью российских граждан и наделенных идентичными экологическими правами иноземных мигрантов, проживающих в РФ, предписано сохранение природы, бережное распоряжение ее богатствами.

Система государственных мер по обеспечению экологических прав

Закон возлагает на властные органы всех уровней обязанность обеспечивать поддержку физлицам и НКО в претворении в действительность их экоправ. Решая вопросы о размещении промышленных, электроэнергетических, транспортных, сельскохозяйственных, других объектов, по презумпциальному принципу способных навредить природной среде, властно-исполнительные органы обязаны считаться с позицией людей, обитающих на близлежащей территории.

Чиновники, создающие препятствия частным лицам и НКО в добровольной природоохранной деятельности, несут предусмотренную законодательными, внутриведомственными, иными нормами ответственность.

Экономическое регулирование природоохраны

Формы экономического регулирования природоохраны содержатся в 14-й статье. Она предусматривает принятие прогнозов, данных экологами, в качестве основы для прогнозирования соцэкономразвития.

Региональные и федпрограммы по экоразвитию, планирование и реализация экомероприятий, финансирование этой работы тоже относятся к экономической составляющей природоохраны.

Госорганы устанавливают и взимают плату за неблагоприятное воздействие на экологическое состояние, лимитируют это влияние, проводят его экономическую оценку.

Ст. 16 Закона об окружающей посвящена плате за все выписанные в ней (статье) формы вреда природе.

Следующая статья 7-ФЗ устанавливает порядок господдержки работы по природоохране, а 18-я предписывает осуществлять экологическое страхование.

Федеральные программы экологического развития

Подготовительное формирование, финобеспечение, выполнение экологических программ производится по букве 15-й статьи ФЗ.

Она обязывает госорганы к мероприятиям по природозащите. Предписывает, что юрлица и ИП, ведущие хоздеятельность, должны принимать собственные меры, призванные воплотить минимальность вреда природной среде.

Указывается, что руководствоваться нужно буквой закона, определяющего порядок природоохранных мероприятий, которые реализуются хозяйствующими субъектами.

Природоохранные требования при ведении хозяйственной и иной деятельности

Требования к хозяйствующим субъектам обозначены в 23-х статьях 7-ФЗ.

Там говорится о регламентировании расположения, постройки, реконструирования, использования сооружений и иных объектов, в их числе:

  • города и села в совокупности жилых строений, хозсооружений, коммунальной инфраструктуры (ст. 44);
  • оборонные объекты, вооружения воинских подразделений, правоохранительных структур (ст. 41);
  • объекты атомной энергетики (ст. 40);
  • объекты сельхозназначения (ст. 42);
  • гидротехнические строения, средства мелиорации (ст. 43);
  • производство транспортных средств (ст. 45);
  • объекты нефтегазодобычи, нефте- и газоперерабатывающие предприятия (ст. 46).

7-ФЗ устанавливает природоохранные правила при утилизации и переработке отходов, территориях охранных зон, изменении формы собственности на хозяйственную недвижимость.

Государственный контроль в сфере охраны природы

Госконтроль в природоохране ведут исполнительные власти. Регламентирование этой их работы, по закону, прерогатива Правительства страны.

7-ФЗ делает определение объектов, которые подлежат федеральному экологическому контролю полномочием Правительства .

Госэконадзору посвящена ст. 65 Закона об охране окружающей среды.

Правовой режим охраны природных объектов

Юридический порядок охраны природных богатств установлен актами:

  • в области природозащиты;
  • о наследии;
  • Хоздеятельность, отрицательно влияющая на повышенно ценные охраняемые объекты (см. ст. 4 7-ФЗ), противоправна и подлежит запрету.

Нормирование в области охраны окружающей среды

Пятая глава Закона предписывает производить экологическое нормирование, определяя его цели, а с ними (ст. 20) требования к установке нормативов.

Нормированию в отдельных аспектах посвящаются ст.ст. 21-28. Предусмотрены нормативы выбросов веществ в ходе хоздеятельности, распоряжения отходами, физические воздействий на природную среду.

Далее идут ст. 29-31 об экологических госстандартах, лицензировании ряда разновидностей природоохраны и эко-сертификации.

Международное природоохранное сотрудничество

Внешнеполитическому взаимодействию РФ в природоохранных вопросах посвящена глава XV 7-ФЗ.

По норме ст. 82, международные договоры по проблемам природоохраны, применимые без дополнительных внутригосударственных нормативных документов, исполняются непосредственно. В другом порядке наряду с международным актом действует соответствующий внутригосударственный — имеющий статус закона, президентского указа либо правительственного постановления.

Добавить комментарий