Утилизация отходов в законодательстве РФ

Проблема защиты окружающей среды от избытка мусора стоит все острее. Развитое производство, активное потребление, упаковка продуктов, привычка выбрасывать вещи, которые еще можно починить – все это приводит к тому, что мусора и отходов становится все больше. Существенная часть отслуживших предметов вредна для почвы, воды и живых организмов.

Федеральный закон об обращении с отходами (ФЗ-89) раскрывает правовые стороны накопления, хранения и утилизации мусора. Закон об утилизации рассматривает все аспекты сбора, транспортировки, накопления, хранения и переработки мусора. Исполнение норм законодательства помогает беречь природу и способствует переработке мусора во вторичное сырье.

Закон об отходах производства и потребления: суть и последние изменения

Федеральный закон об утилизации отходов появился в 1998 году. По прошествии 15 лет Государственная дума сочла некоторые положения устаревшими, и приняла меры по приведению актов в соответствие с требованиями настоящего времени. Часть изменений приняли еще в 2014 году, другие правки вступили в законную силу в 2019 году. Нововведения должны помочь в достижении следующих целей:

  • повысить результативность в области манипуляций с отходами;
  • увеличить использование сырья из мусора в хозяйственной деятельности;
  • простимулировать привлечение инвестиций в область вторичной переработки отходов.

Изменения 2019 года касаются уточнения некоторых понятий, пересмотра полномочий федеральных и региональных властей, зоны ответственности региональных операторов. Также уточнены правила тарификации и предоставления льгот, предусмотрено право юрлиц отказываться от заключения договора с оператором, если на их территории имеется объект размещения отходов.

В новой редакции ФЗ присутствуют недоработки и противоречия с другими законами.

О нормировании в действиях с отходами согласно закону

Статья 18 ФЗ-89 раскрывает аспекты нормирования в сфере отходов. Для ИП и юрлиц устанавливаются лимиты по размещению отходов в зависимости от категории объекта. Крупные предприятия самостоятельно рассчитывают нормативы непригодных к применению материалов и проекты лимитов на размещаемые отходы.

Представители малого и среднего бизнеса, в ходе ведения которого образуется промышленный и бытовой мусор, обязаны предоставлять отчетную информацию об утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

Предприятия несут ответственность за соблюдение нормативов и лимитов, касающихся утильсырья.

Какие существуют классы отходов?

Закон делит все отходы на классы опасности по степени потенциального негативного влияния на природу и живые организмы. Классификация отходов:

I класс опасности – чрезвычайно опасные отходы. В эту категорию входят ртутьсодержащие лампы и термометры. Нарушения экосистемы после попадания чрезвычайно опасных отходов необратимы.

II класс – высокоопасные: батарейки, аккумуляторы, щелочи, сильнодействующие кислоты. После устранения отходов экосистема восстанавливается в течение 30 лет.

III класс – умеренно-опасные: некоторые металлы, технические масла, автомобильные фильтры. Восстановление экосистемы происходит в течение 10 лет.

IV класс – малоопасные. Включают ТБО, резиновые камеры и покрышки, запчасти компьютеров. Для восстановления требуется 3 года.

V класс – практически неопасные. К этой категории относятся бумага, картон, листва, опилки. Экосистема практически не нарушена.

Каковы функции государства?

Государство призвано способствовать реализации национальной политики в сфере обращения с отходами. Для наиболее полной реализации государственных приоритетов разработана последовательность действий:

  1. Максимально полное использование начального сырья.
  2. Выполнение действий, которые предотвращают появление отходо.
  3. Снижение общей массы отходов, принятие мер по понижению класса опасности в месте их появления.
  4. Выполнение операций по обработке, обезвреживанию и утилизации мусора.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами согласно закону

С целью уменьшения попадания отходов в окружающую среду государство установило систему сборов и льгот.

Индивидуальные предприниматели и юрлица, в процессе деятельности которых формируются отходы, обязаны выплачивать налог за нанесение ущерба природе. При накоплении мусора в течение 11 месяцев плата не взимается. Предприятиям, которые снижают количество опасного мусора путем внедрения новейших разработок, предоставляются льготы.

Сбор обязаны выплачивать производители и импортеры товаров и упаковки. Размер ставки экологического налога зависит от затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию одной единицы массы продукции, подлежащей утилизации. Сумму рассчитывают умножением ставки экосбора на количество штук или массу товаров и упаковки, и на утилизационный коэффициент.

Продукция, предназначенная для экспорта, таким сбором не облагается. ИП или юридическое лицо обязаны внести рассчитанную сумму до установленного срока уплаты, который приходится на 15 апреля следующего за расчетным года.

Доходы бюджета от экологического сбора направляются на реализацию государственных программ РФ путем предоставления субсидий регионам. Они расходуются на:

  • софинансирование региональных программ в сфере обращения с отходами;
  • покрытие нехватки средств, которые население вносит за утилизацию ТКО;
  • строительство и оснащение объектов утилизации и обезвреживания отходов;
  • покрытие расходов на сбор, перевозку, обработку, утилизацию отходов от использования товаров.

Об экономическом регулировании подробно рассказывают статьи 23 и 24 Федерального закона.

Требования к профессиональной подготовке сотрудников

В соответствии с изменениями в Федеральном законе №89, работники при переходе на новое место работы или при смене их вида обязаны оповещать надзорные органы. Лицензии, полученные до вступления новой редакции ФЗ в законную силу, освобождают работников от этой обязанности. Юридические лица тоже должны извещать контролирующие органы о смене места и вида работ.

Лица, работающие с отходами 1-4 классов опасности, должны иметь документы о квалификации, выданные по итогам профессионального обучения.

Лицензирование

Предприятия, которые занимаются переработкой мусора, должны иметь лицензию на этот вид деятельности. Документ выдает Росприроднадзор. Закон о мусоре установил следующие требования к работам по утилизации и переработке утильсырья:

  • наличие у перерабатывающего предприятия и работников свидетельств о праве на проведение работ с мусором;
  • помещения, в которых проводится переработка, должны быть в собственности у лицензиата;
  • право собственности предприятия на оборудование и передвижные мобильные установки;
  • должно быть назначено лицо, ответственное за допуск рабочих.

Кроме того, перерабатывающее предприятие должно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. Лицензии, выданные до 01.07.2015 года, недействительны.

Согласно ФЗ № 458, лицензия необходима для осуществления сбора, транспортировки, утилизации, переработки и обезвреживания всех видов отходов. По новым законам, лицензию на работу с мусором можно получить, даже не являясь участником системы производственного контроля. Тем не менее организация обязана осуществлять производственный контроль.

Ответственность за неисполнение закона

Ответственность за нарушение норм закона устанавливается в индивидуальном судебном порядке. Она может быть любой, вплоть до уголовной. Контроль за исполнением требований закона осуществляют федеральные и местные органы исполнительной власти.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами

О принципах России в области действий с отбросами рассказывает статья №3 ФЗ №89. Приоритетами государственной политики являются:

  • охрана здоровья человека, сохранение разнообразия биологических видов, забота об окружающей среде;
  • усиление взаимосвязи интересов общества в сфере экологии и экономики;
  • разработка и внедрение эффективных, но экономичных технологических решений в сфере утилизации отходов;
  • максимально возможная переработка отходов для дальнейшего использования;
  • финансовое регулирование процессов в сфере обращения с мусором;
  • предоставление свободного доступа к информации по теме переработки отходов всех классов;
  • международное сотрудничество России по проблеме утилизации мусора.

Пересмотр права собственности на утильсырье

В нынешней редакции закона о мусоре, в частности в статье №4 написано:  права собственности на отходы определяются гражданским законодательством. Согласно Гражданскому кодексу, мусор принадлежит официальному собственнику независимо от того, кто использует отходы в текущий момент. Владелец имеет право на пользование собственностью по своему усмотрению в рамках действующего законодательства. Если собственник отказался от имущественных прав, то другое лицо может присвоить отчужденное имущество.

С одной стороны, изменения упрощают работу перерабатывающих предприятий, с другой стороны, в законах появились противоречия. Федеральный закон требует наличия лицензии у предприятий, которые осуществляют манипуляции с мусором. Гражданский кодекс позволяет передавать утильсырье в собственность даже нелицензированному лицу.

Добавить комментарий