Мусорная реформа в России: все за и против

С 1 января 2019 года Российская Федерация перешла на новую систему обращения с отходами. Мусорная реформа предполагает принципиально новый подход по переработке и уничтожению бытовых, коммунальных и промышленных отходов.

Вводится новый контроль за движением мусора: от сбора до полигонов. Государство давно превратилось в огромную свалку. 40 мусоросжигательных и 243 перерабатывающих предприятия утилизируют небольшое количество мусора: 10 % коммунальных и 40% промышленных отбросов. Подавляющая их часть складируется на огромных полигонах, отравляя природные ресурсы страны.

По словам Владимира Путина, необходимо очистить и ликвидировать незаконные свалки и организовать промышленную переработку всех видов отходов. Для этих целей к 2024 году будет построено 200 мусороперерабатывающих предприятий. В декабре 2018 года президент подписал федеральный закон, который обязал регионы страны создать территориальные программы по сбору и утилизации ТКО.

Мусорный вопрос до реформы

Вопрос о проведении мусорной реформы в России назрел давно. Несколько лет ведется полномасштабная подготовка для ее проведения в регионах страны. Растет количество населенных пунктов и городов. На территории областей возникают несанкционированные свалки и полигоны. Переработка вторичных отходов осуществляется на крайне низком уровне. Это приводит к тому, что:

  1. Промышленные и бытовые отбросы разрушают природное равновесие областей и крупных городов. Для восстановления экологического баланса требуется длительный период времени. Опасные отбросы накапливаются, отравляя почву, водоемы и реки.
  2. Неэффективно используются древесные отходы. Повторное использование продукции бумажной промышленности могут спасти от вырубки лесные массивы и оздоровить природную среду.
  3. Не перерабатываются отслужившая резина, стеклотара, металлы, полимерные изделия.

90% мусора скапливаются на отвалах, взаимодействуя с грунтовыми водами. Отходы собираются не только в мегаполисах. Их количество растет и в сельской местности. Местом для свалки служат леса и овраги.

Изменения в мусорном законе

На пороге нынешней мусорной реформы 2019 года правительство подписало законопроект № 458-ФЗ от 29.12.2015г. Он внес изменения и дополнения в ранее действующий закон об отходах производства и потребления. Согласно закону цель мусорной реформы состоит:

  • в создании в каждой области программ по работе с отходами коммунальных служб;
  • в появлении регионального оператора по работе с ТКО.

Проект предусматривал плавный переход к новой системе. Изменения по работе с мусором начали реализовываться в 2016г. Полное завершение должно наступить в 2019г. Сосредоточение функций по организации работы с отбросами у территориального оператора оптимально систематизирует «мусорный» процесс. В каждой области устанавливаются:

  • единые тарифы на услуги оператора;
  • тарифы на ТБО;
  • программы и схемы работы с мусором.

Последние поправки уточнили, что регоператоры оплачивают работу транспортных компаний после выгрузки ТКО в специальное место хранения или на пункт переработки. Это позволит вывозить мусор на официально зарегистрированные полигоны, а не выбрасывать их в других местах. Транспортные организации получают вознаграждение за фактически вывезенный мусор. В оплату включается стоимость размещения отработанных ресурсов на полигонах.

Каким будет тариф на вывоз и утилизацию?

Начало мусорной реформы положено пять лет назад. Отказ от скапливания мусора на свалках и его дальнейшая переработка – стратегическая цель работы с отходами. Ее воплощение тормозят разная степень подготовленности регионов страны к нововведениям.

Советуем почитать:  Остров из мусора в Тихом океане: размеры, фото, расположение на карте

В одних областях разработаны цены на услуги, подготовлена материальная база, определены операторы. Много областей, где местные власти не определились, кто будет заниматься отходами. Ситуация в регионах разная, поэтому тарифы отличаются.

Примеры роста тарифов на вывоз мусора в регионах России:

Регион Рост тарифов, %
Астраханская область 9,6–10
Курганская область 8-10
Пермский край 6,4-7
Иркутская область 4,4-5,4
Воронежская область 4-5
Ингушетия 18,5-20
Нижегородская область 16,8

В среднем тарифы по стране вырастут на 12 процентов. На одного человека они вырастут на 30 рублей в месяц.

Для расчета месячной оплаты за «мусорные» расходы в каждом регионе используется формула:

Площадь квартиры х коэффициент 0,114 х региональный тариф: 12 (месяцев). Полученный результат включает затраты на:

  • вывоз;
  • переработку;
  • обезвреживание;
  • захоронение;
  • заключение договорных обязательств с собственником ТБО и операторами;
  • получение гарантий банка.

Почему тариф изменится сразу, если предприятия по мусоропереработке начнут работать только через несколько лет?

Плату за услуги меняют в области, когда начинает работать оператор. Сейчас в стране перешли на новую тарифную ставку 10 региональных зон. В оплату заложены затраты на оказание услуг. Поверив в мусорную реформу, регионы вкладывают свои деньги: в них нет инвестиций регоператора.

Например, сортировочный завод открыт в Нижнем Тагиле. В Мурманской области действует единственный и уникальный в своем роде экологический технопарк. В него входит завод по сортировке отбросов и полигон производительностью 180 и 250 тыс. т. в год. Планируется строительство станций по вторичной переработке в Североморске, Заполярье, Александровске. Они будут крупнейшими в Арктике. В последующие годы 131 предприятие сможет повысить глубину переработки мусорных отходов с 7 до 60%.

Что будет с нынешними мусорными полигонами?

Мусорные отвалы в России будут реорганизованы. Полигоны, которые исчерпали свои возможности, будут закрыты или модернизированы. На бывших отвалах создадут парковые зоны или другие общественные сооружения, полезные обществу. Чтобы полигон оставался действующим, он должен соответствовать современным стандартам:

  • каждый слой мусора тщательно уплотняется;
  • для исключения попадания гниющих отбросов в грунтовые воды укладывают перекрытия из специального материала;
  • устанавливают отводы для сбора токсичных газов.

Этапы мусорной реформы

На своем уровне Государственная Дума разработала и приняла законодательные акты, которые помогут решить проблему с отходами. После принятия документов настала очередь включиться в работу региональным администрациям. Этапы мусорной реформы предполагают:

  • создание схемы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории региона;
  • проведение работы по ее подготовке;
  • разработку территориальной программы обращения с отходами.

Создание территориальной схемы обращения с ТКО

На ней отображается действительная ситуация обращения с мусором:

  • наличие полигонов и свалок;
  • заводы по переработке;
  • места накопления и контейнерные площадки;
  • маршруты транспортировки.

Детали тщательно отрабатываются, чтобы участники могли обратиться к схеме и выяснить неясные для себя моменты.

Подготовка региональной программы обращения с ТКО

Основная задача мусорной реформы – это отказ от сваливания отбросов на полигонах, а утилизация и вторичная переработка на специализированных заводах. Для этих целей реформа предусматривает строительство предприятий, на которых мусор будут сортировать, уничтожать и в дальнейшем использовать в других технологических циклах для получения годной продукции.

Если территориальные мощности не смогут их перерабатывать, допускается транспортировка отбросов в другие регионы для их дальнейшего использования. Программы обязательны для согласования с народом. Она должна обсуждаться с местным населением.

Для предотвращения забастовок против мусорной реформы строительство мусороперерабатывающих заводов и полигонов вблизи городов и поселков не должны стать новостью для людей при реализации проекта.

Советуем почитать:  Контейнеры для мусора: пластиковые, металлические, заглубленные
мусорная реформа в картинке
Новая схема обращения с ТКО после мусорной реформы 1 января 2019

Конкурс для выбора регионального оператора

Администрация области проводит конкурсный отбор исполнителей, которые будут осуществлять работу с использованными ресурсами. Оператор (один или несколько) обязан собирать, сортировать, складировать мусор в соответствии с утвержденной региональной программой и территориальной схемой обращения с отбросами.

Он отвечает за появление несанкционированных отвалов и уборку подконтрольных земель.

Проблемы внедрения мусорной реформы

Проблемой №1 внедрения мусорной реформы остается нерасторопность местных властей при ее реализации. Министерство природных ресурсов сообщает о готовности 35 областей, где тарифы на вывоз ТБО и ТКО разработаны и утверждены. В остальных регионах внедрение проекта может быть сорвано.

В связи с возникшей ситуацией, чтобы не вызвать провал мусорной реформы, в прессе и на телевидении появились сообщения о переносе сроков на парламентских слушаниях и предоставлении отсрочки перехода на новые методы работы с отходами.

Три города (Москву, Санкт-Петерербург, Севастополь) государственные власти планируют перевести на новые тарифы с 2022г., сделав корректировку периода. Остальным регионам разрешено отложить реализацию законопроекта на год для выбора территориального оператора.

Против мусорной реформы выступили ряд партий России (коммунисты, лидеры «Справедливой России»). Свое неодобрение они связывают с интересами народа, критикуя увеличение «мусорных» тарифов и ничего не предлагая взамен.

Мусорная реформа откладывается

Из-за задержек в местных администрациях произошла отсрочка мусорной реформы во многих областях страны.

Проект не был реализован. Только 23 субъекта (из 85) предоставили схемы работы с мусором, которые требуют дальнейшей доработки. Региональные власти не определили место хранения отходов и тарифами на его транспортировку.

Мусорная реформа затянулась из-за отсутствия специально оборудованных свалок и методических рекомендаций по разработке тарифов. Эти проблемы получили огласку, когда проводился конкурсный отбор операторов. Из-за такой нерасторопности, а также потому, что власти большинства регионов не знают, куда они будут вывозить мусор и насколько снизить тариф на его вывоз, «мусорная» реформа и затянулась.

По иронии судьбы в сентябре 2016 года, когда вышло постановление о конкурсе по выбору регионального оператора, стало понятно, что не все регионы подготовлены к дальнейшему развитию реформы.

Что этому способствовало? Проблема появилась потому, что нет методических рекомендаций по расчёту тарифов, у регионов нет подготовленных полигонов для вывоза мусора.

Ситуация в регионах

Реализация проекта зависит от степени готовности регионов к мусорной реформе. Для его воплощения нужна материальная база. Приостановка мусорной реформы связана с тем, что большинство администраций не определились с региональным оператором. Рассмотрим, как решаются эти проблемы в областных центрах Российской Федерации.

Мусорная реформа в Свердловской области

В Свердловске и за его пределами к реализации проекта подошли ответственно:

  • подготовлена региональная схема;
  • выбраны операторы;
  • рассчитаны тарифы.

Предельная ставка для оператора утверждена на уровне 669,40 рублей. Регион готов перейти на новые правила в 2019г.

Мусорная реформа в Красноярском крае

Красноярский край не полностью готов к реформе. Самый большой регион поделили на 19 зон. Конкурс на определение операторов продолжается. Тарифные ставки для областного города повышены до 250 руб. в месяц для семьи с трех человек.

Решено, что ставка для жителя города левобережья будет 79,5 и 87,5 руб. с одного человека правого берега. Нововведения послужили к проведению митингов против мусорной реформы в Красноярске, жители которого потребовали отложить ее внедрение.

Низкая плотность населения и удаленность северных районов края увеличили тарифную ставку до 100 руб. для граждан многоквартирных домов и 200 руб. для частных построек.

Советуем почитать:  Устройство и особенности работы мусорных полигонов в России

Мусорная реформа в Башкортостане

Регион поделен на 5 зон. На конкурсной основе определены 4 оператора. Один из них обслуживает 2 зоны. С ними подписаны договорные обязательства сроком действия на 10 лет.

В каждой зоне разработаны индивидуальные тарифы. Прорабатываются действия операторов с мусорными полигонами и предприятиями по переработке отходов.

Мусорная реформа в Бурятии

В республике основной оператор ООО «ЭкоАльянс» подписал петицию с отказом, так как не смог выиграть основные лоты по вывозу отбросов из трех районов столицы, где собирают половину мусора в республике.

Глава администрации края заявил, что этот факт не послужит причиной остановки введения реформы: республика полностью готова приступить к новой программе.

Мусорная реформа в Пермском крае

В Пермском крае не спешат внедрять новую систему. Региональные службы по внедрению новых тарифов сообщили, что процесс внедрения продолжается. Определены 13 полигонов, которые имеют государственную лицензию.

Все транспортные компании оснащены специальными датчиками, которые исключат возможность складирования мусора на несанкционированных отвалах. Операторы окончательно не определены. После проведения конкурсного отбора установят новые тарифные ставки.

Мусорная реформа в Ставропольском крае

Жители Ставрополья в середине прошлого года обратились к Владимиру Путину. В обращении они указали, что край не готов к проведению мусорной реформы. Создавшаяся ситуация в отрасли по обработке отходов губит конкуренцию, препятствует действиям малого бизнеса.

Она не учитывает их возможности осуществлять вывоз, сортировку, размещение отбросов. Хотя эти предприятия приобрели специальную технику, получили лицензии, территориальный оператор установил высокие финансовые требования и не выделил для них долю рынка.

Ленинградская область

Мусорная реформа затронет северную столицу. В городе и области перерабатываю 15% отходов. Остальные 85 складируют на отвалах и полигонах. Госдумой подписан закон, предусматривающий отсрочку запуска новой системы в городе. Он самостоятельно выбирает дату перехода на новые правила. С начала года коммунальные службы будут собирать мусор в старом режиме.

Забайкальский край

Власти Забайкалья отложили на год переход на новую систему работы с мусором. Край не готов к реализации проекта. Выбранный оператор предложил увеличить тарифы в 2,2 раза. Они составят 144 руб. С таким решением не согласна служба по тарифам, считая их не обоснованно завышенными. Губернатор края заявил, что новая система начнет действовать только в 2020 году.

Иркутская область

Край разделен на две зоны: южную и северную. Определены операторы, которые планируют строительство крупного комплекса под Иркутском по переработке и хранению мусора. Тариф на услуги вырастет в 4,4 раза. Но у местного руководства нет четкого представления о реализации реформы.

Омская область

Территориальный оператор определен. Им стал ООО «Магнит» из Новосибирска. Компания планирует запустить 2 завода по сортировке. Один войдет в строй в начале этого года. Тариф вырастет. Он составит 150 руб. против 45 ранее действующего.

Хакасия

Филиал московского предприятия «Аэросити-2000» стал региональным оператором в Хакасии. Его возглавил бывший заместитель министра Владимир Кыров, который будет выполнять работу по обращению с отходами в крае. Компания принадлежит нескольким бизнесменам. Тариф на услуги вырастет в три раза и составит 137 руб. на человека.

Мусорная реформа затягивается на неопределенный срок. Переходные положения предусмотрены принятием нового законоположения. Они вызваны тем, что области вправе продолжить работу с отходами в прежнем режиме в течение 4 лет, если действующие полигоны не вредят природе и человеку.

 

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Kottec/ автор статьи
Загрузка ...
Утилизация и переработка мусора
Adblock
detector