Понятие и виды экологического нормирования

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

  • Закон «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ РФ от 10.01.2002);
  • новейшие научно-технические открытия в области охраны природы;
  • свод современных международных стандартов.

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

История экологического нормирования в России

Начало истории экологического нормирования было положено сразу же после революции 1917 года, когда Советская власть национализировала природные ресурсы Российской империи. В течении ряда последующих лет были приняты и стали реализовываться на практике следующие виды лесных нормативов:

  • Декреты «О санитарной охране жилищ», «О недрах земли», «Об охоте», «Об охране памятников природы»;
  • Земельный и Лесной кодексы РСФСР».

В 1918 году появился федеральный проект, определявший условия, необходимые для строительства предприятий торгового и промышленного назначения в регионах, в котором учитывалось мнение проживающих там людей. Проект утверждён не был, однако он наметил стержневое направление экологической отрасли в стране, которое учитывало последствия сооружения на данной территории любого экономически выгодного объекта.

Параллельно с этими законодательными инициативами были выработаны основные принципы санитарно-гигиенических норм, обеспечивающих защиту здоровья человека от техногенных катастроф и безопасность среды, в которой он обитает. Так, например, появилось постановление «О предельно допустимой концентрации вредных паров, газов и пыли в рабочих помещениях», утверждённое Наркоматом Труда 11.07.1930 года. Вредными тогда были признаны 14 химических соединений серы, хрома и хлора. В наше время этот список расширен значительно.

Антропоцентрический вектор по разработке правил охраны природы доминирует до сих пор. Безопасность человека является самым главным фактором, определяющим возможность размещения на территориях объектов строительного и промышленного назначения. В апофеозе исследований в области экологической безопасности появились санпины — нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ в биоценозах.

Цель экологического нормирования

Экологическое нормирование — это деятельность юридического, административного и санитарно-гигиенического характера, направленная на сферу, в которой человек, занимаясь предпринимательством, воздействует на природные объекты и изменяет окружающий мир.

Принципы экологического нормирования постоянно модернизируются Постановлениями Правительства России. Это даёт возможность поддерживать природоохранное законодательство на уровне достижений научно-технического прогресса.

Значение экологического нормирования в том, что оно позволяет:

  • рационально организовывать водопользование в засушливых зонах;
  • увеличивать плодородие почв;
  • Осуществлять нормирование качества атмосферного воздуха.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Все виды и формы экологического нормирования связаны с санитарной гигиеной, сохранением в устойчивом состоянии экосистем, формированием производственных ресурсов для создания сельскохозяйственных и промышленных хозяйств, безопасных для человека, животных и растений.

Функции нормативов качества окружающей среды

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:

  • Водный кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • «Закон об охране атмосферного воздуха»;
  • Лесной кодекс;
  • Законы «О животном мире» и «О рыболовстве» и ещё несколько других, имеющих прямое отношение к охране природы в Российской Федерации.

Нормативы допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

Экологическое нормирование антропогенного воздействия на наземные экосистемы ограничивает антропогенную нагрузку на природное окружение и устанавливается для каждого физического и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на водной акватории или сухопутном пространстве данного административного района (статья 27 №7-ФЗ).

К нормированию экологических параметров транспортных средств, зарегистрированных на данной территории или проезжающих по ней транзитом, закон относится дифференцировано. Налоговая нагрузка пропорциональна загрязнению данным видом транспорта атмосферы региона. Учитывается также природная и культурная специфика местности. (статья 23 «Закона об охране окружающей среды»).

Знание природоохранного законодательства помогает предпринимателям избежать конфликтов с законом и вести бизнес прибыльно.

Добавить комментарий