Порядок паспортизации отходов 1-5 классов

Паспортизация отходов – обязательное условие деятельности каждой компании. Процедура позволяет подобрать подходящий способ обработки мусора, представляющего опасность людям и природе. Иначе организация рискует попасть под санкции.

Что такое паспорт отходов и для чего он нужен?

Каждая организация ежегодно сдает технический отчет. Это документ, подтверждающий обезвреживание образованного мусора. Одновременно требуется оформление технического паспорта отходов 1-4 классов опасности. Согласно ст. 1 ФЗ №89, он удостоверяет вид мусора, содержит компонентный состав.

Данные документа позволяют вести производственный контроль при обращении с отходами:

  • оборудовать места хранения;
  • организовывать транспортировку;
  • определять безопасный способ утилизации;
  • составлять инструкции по обращению с мусором лицам, получившим соответствующий допуск.

Только при предварительной паспортизации производится передача мусора сторонним организациям.

В рамках экологического контроля ПМООС (перечня мероприятий по охране окружающей среды) обязательна экспертиза промышленной безопасности, которая должна включать расчет остаточного ресурса здания.

При этом каждое строительство или реконструкция требует оформления паспорта отходов. Документ позволяет фиксировать изменения компонентов экосистемы. Поэтому получить его нужно обязательно.

Правовые основания для разработки паспорта

Паспорт отходов разрабатывается по федеральному закону №89, Постановлению Правительства №712 от 16.08.2013 г. Законодательство не требует создание документа при обращении со следующими видами мусора:

  • радиоактивным;
  • биологическим;
  • медицинским;
  • веществами, разрушающими озоновый слой;
  • вредными атмосферными выбросами;
  • сбросами вредных веществ в воду.
Вам будет интересно!  ФЗ № 89 о твердых бытовых отходах (ТБО): основные понятия, что регулирует?

При паспортизации юрлица и ИП должны подтвердить отнесение мусора к какому-то классу на основании сведений ФККО 2014, БДО. Так, федеральный каталог приводит усредненные значения состава, условия образования некоторых отходов.

При отсутствии данного вида мусора в ФККО необходимо руководствоваться критериями, утвержденными Приказом Минприроды РФ №511 от 15.06.2001 г.

Проблемы, возникающие при паспортизации

Начиная паспортизацию, организации сталкиваются с рядом проблем:

  1. Обязательное подтверждение состава мусора, который содержит федеральная классификация отходов. Условие касается даже продукции, утратившей потребительские свойства.
  2. Обязательное установление свойств.
  3. Отсутствие четких правил определения соответствия образующегося мусора тому, который зарегистрирован в ФККО-2014.
  4. Отсутствие четких указаний, как заполнять типовую форму.

Отнесение вида отходов к конкретному классу опасности

По новому порядку, определение категории опасности по-прежнему происходит на основании свойств мусора, оценки вредности для среды. Критерии содержит Приказ Минприроды РФ №536. Однако само понятие «опасные свойства» действующее законодательство не содержит.

Еще теперь сведения о свойствах в паспорта токсичности образующихся отходов не заносятся. Однако они важны для организации площадок сбора/хранения. Если они токсичные, места накопления должны оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией, пожароопасные требуют складирования вдали от потенциальных источников возгорания.

Паспорт для отходов 5 класса

Правила дают разъяснение только порядка отнесения отходов к 1-4 классам опасности. 5 класс не предусматривают даже исключения, хотя паспортизация тоже требует документации:

  • подтверждение химического/компонентного состава;
  • подтверждение данных о порядке, условии появления мусора, агрегатном состоянии, физической форме;
  • свидетельство, удостоверяющее присвоение 5 класса опасности (выдается ФСНП конкретному предприятию на конкретный вид мусора).

Порядок оформления и кто это должен делать

Порядок проведения паспортизации распространяется на отходы 1-4 классы опасности, не затрагивая мусор 5 класса, биологический, радиоактивный, вредящий озоновому слою, выбросы в воду, атмосферу.

Вам будет интересно!  Расшифровка понятий ТБО и КГМ: одно и то же или нет?

Сам порядок оформления паспорта включает несколько этапов:

  1. Определение состава, свойств (основание – гл. 2 ФЗ №102 от 26.06.08 г.).
  2. Точное присвоение класса опасности (основания – ФККО, приказы Минприроды РФ №536, №541).
  3. Если отходы присутствуют в ФККО, документ оформляется по форме из Приложения к Постановлению Правительства №712. Заверенная копия с другими бумагами, удостоверяющими класс опасности, отправляется ФСНП.
  4. Если данный мусор отсутствует в ФККО, требуется утверждение класса опасности. Затем пишется заявление для подтверждения категории, оформляется паспорт.

Паспортизацию должны проводить ИП и организации, от деятельности которых остаются отходы 1-4 классов.

Сроки действия

Документ бессрочный. Однако иногда требуется переоформление действующего паспорта отходов.

Так, документ действует с момента регистрации в Росприроднадзоре весь период существования организации. На мусор, входящий в ФККО, ограничений не установлено. Однако при внесении изменений в классификатор паспорт нужно получать заново.

Переоформление потребуется, когда изменяется состав либо параметры опасного мусора вследствие обновления технологии, оборудования, иных причин. Массовая паспортизация проводилась в 2014 г. из-за изменения законодательства. Ранее выданные документы потребовали нового согласования.

Этапы паспортизации

Стандартный порядок паспортизации включает:

  1. Сбор, анализ исходных данных.
  2. Выделение видов мусора, согласование с заказчиком.
  3. Выбор методов определения состава, характеристик.
  4. Проведение химического, морфологического анализов.
  5. Определение категории опасности по ФККО либо путем расчетов.
  6. Согласование в Росприроднадзоре, устранение выявленных ошибок.

Порядок согласования в Росприроднадзоре

Порядок согласования в Росприроднадзоре установлен Приказом Минприроды РФ №541 от 05.12.2014 «Об утверждении Порядка…». Предусматривается 3 варианта:

  1. Организация не успевает устранить ошибки паспортизации либо они появляются снова. Росприроднадзор обязан проверить документацию за 5 дней, направить уведомление об устранении недочетов. За 25 дней организация должна исправить недочеты. При нарушении срока Росприроднадзор вернет паспорта на отходы в 5-дневный срок. То же касается повторного выявления недостатков.
  2. Организация успела устранить выявленные ошибки. Росприроднадзор больше ничего не пришлет, проведет паспортизацию.
  3. Ошибки отсутствуют. Если Росприроднадзор не выслал никаких уведомлений, документы приняты.
Вам будет интересно!  Утилизация жидких и твердых отходов

Как сделать паспорт отходов самостоятельно?

Организации и ИП могут самостоятельно заниматься оформлением паспорта. Процедура доступна на госуслугах. Однако форма паспортизации унифицированная, разрабатывать собственный бланк нельзя.

Отдельный вопрос касается кодов КОСГУ, по которым оплачивать паспортизацию. Расходы относят на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Если отходы не включены в ФККО?

При наличии не включенных в федеральный классификационный каталог отходов при разработке паспорта используется Приказ Минприроды РФ №536. На его основании устанавливается конкретный класс опасности.

Подтвердить эти данные нужно в течение 90 дней, затем его включат в ФККО. Однако обычно организации предлагают выбрать отходы со схожими параметрами, проведя их паспортизацию.

Перечень необходимой документации для подачи в Росприроднадзор

Чтобы подтвердить отнесение отходов к классу опасности, следует подать в Росприроднадзор пакет бумаг. Необходимая документация для предприятий:

  1. Заявление.
  2. Паспорта на отходы, включающие данные о происхождении, условиях образования, форме.
  3. Документы, содержащие определение компонентного состава.
  4. Копии бумаг об аккредитации испытательной лаборатории либо копия акта отбора проб, если состав определялся посредством измерений

Отсутствие паспорта на отходы

Действующие правила требуют обязательную паспортизацию отходов 1-4 классов опасности. За нарушение грозит административная ответственность:

  • штраф 250 000 руб. (юрлицу);
  • штраф 30 000 руб. (должностному лицу);
  • прекращение деятельности на срок до 90.

Нарушением признается любая деятельность с опасными отходами без предварительной паспортизации. Наказание предусмотрено Правительственным Постановлением от 16.08.2013 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Adblock
detector