Инвентаризация отходов производства и потребления: образец акта, нормативная база

Среди отходов производства есть опасные, а есть те, которые не несут потенциального вреда окружающей среде. Для того чтобы выявить все виды отходов и правильно ими распорядиться Федеральным Законом №89 установлено обязательное проведение инвентаризации отходов производства.

Ее обязаны проводить не только крупные предприятия, но и ИП, представители малого и среднего бизнеса, то есть везде, где в результате деятельности появляются отходы производства.

Что такое инвентаризация отходов производства и потребления?

При проведении инвентаризации отходов потребления и производства определяется:

  • сколько веществ в наличии;
  • от каких источников образуется;
  • с какой периодичностью;
  • соответствие количества остатков нормативной базе.

Кроме этого определяют класс мусора, рассчитывают годовую норму образования. Во время инвентаризации проверяется наличие документов, разрешений, инструкций. Результаты работы используются для составления норм и лимитов мусора. По итогам принимается решение, как поступить с мусором в дальнейшем: передавать для переработки сторонней организации или утилизировать самостоятельно.

Какие отходы подлежат инвентаризации и кто ее проводит?

Инвентаризация отходов может выполняться юридическим лицом самостоятельно или при помощи сторонних специалистов. Описи подлежат остатки, образующиеся на предприятии, такие как:

  • брак;
  • отработанные аккумуляторы;
  • шины;
  • черный, цветной, драг. металлы, содержащийся в ТМЦ;
  • датчики, пусковые устройства;
  • лакокрасочные материалы;
  • продукты с истекшим сроком использования;
  • строительный мусор и бытовой.

Инвентаризации отходов производства подлежат остатки, содержащие вещества, наносящие вред экологии и человеку. К ним относятся:

  • взрывчатые, огнеопасные;
  • окисляющие;
  • органические;
  • токсичные.

Инвентаризация должна проводиться один раз в пять лет. Если в организации изменились или добавились новые виды деятельности, произошла реорганизация, то необходимо заново провести определение учетных веществ. Это надо сделать даже если после проведения последней инвентаризации не прошел пятилетний срок. В случае изменения технологического процесса проводят локальный учет. Данные учета включают в общую ведомость.

На каждом участке, где образуется инвентаризируемый мусор, назначают ответственного сотрудника, участвующего в работе комиссии в данном подразделении.Этапы инвентаризации отходовНа подготовительном этапе обследования комиссия проверяет:

  • виды деятельности;
  • структурную схему;
  • тех. карты процессов производства;
  • объемы и состав используемых в работе материалов, сырья;
  • режим работы оборудования:
  • результаты последнего обследования.

В процессе основного этапа обследования уточняется наличие мест временного хранения, соблюдения правил складирования мусора. Сверяется соответствие расположения мест хранения с картой-схемой. Комиссия проводит замеры взвешивания учетных веществ, определяет, нет ли превышения лимита. По итогам учета составляется инвентаризационный акт.

Значение инвентаризации

  1. Одним из основных значений обследования является предотвращение негативных воздействий на окружающую среду.
  2. Выявление мусора, который можно использовать как вторсырье, продать для переработки.
  3. Подготовка материалов для бух. учета мусора, используемого повторно в производственном процессе.
  4. Определения класса опасности учитываемых веществ.

По данным, полученным при обследовании, даются рекомендации по обращению с мусором, уточняется, какой нуждается в паспортизации, надо ли организовывать раздельный сбор.

Инструкция о порядке инвентаризации отходов

На предприятии разрабатывается инструкция о порядке инвентаризации отходов. В инструкции указывают порядок и цели проведения. Прописывается, какие бумаги оформляются по результатам проведения. Описывается, какими нормативными документами регламентируется, как правильно проводится перепись имеющихся веществ. В документе указывают, в каких подразделениях, участках она проводится, какие вещества учитываются.Процесс инвентаризации отходов потребления и производства

Инструкция содержит раздел по техники безопасности. Желательно дать определение основных терминов и понятий. В приложениях к ней даются образцы:

  • приказа о проведении инвентаризации отходов производства и потребления;
  • акта проведения;
  • инвентаризационной ведомости;
  • перечень образующихся остатков сырья.

С инструкцией под роспись ознакамливаются лица, ответственные за обращения с мусором.

Нормативная база

Порядку и необходимости проведения инвентаризации отходов производства уделено место в двух федеральных законах. В [link_webnavoz]89 ФЗ[/link_webnavoz] прописано, когда и кто должен проводить инвентаризацию. Указано, в какие сроки она проводится. Описана процедура проведения учета производственных остатков. Прописана ответственность за несвоевременную, или отказ от проведения, инвентаризацию отходов.

В ФЗ №7 от 10.01.02 уделено внимание охране окружающей среды и регламент обязанности проведения инвентаризации, правила обращения с мусором.

Правила проведения описаны в приказе Минприроды No 49 25.10.02. В нем указанно, как и когда инвентаризируются места хранения и образования отходов. В приказе Минприроды No 792 30.09.11 разъяснены правила кодировки мусора, утверждено ведение кадастра отходов. Кроме того разработаны отдельные законодательные акты для отдельных групп опасного мусора, такого, как:

  • медицинский;
  • радиоактивный;
  • биологический;
  • токсичный.

[info-box type=»info»]Если на предприятии обнаруживается мусор, не входящий в классификатор, то классификационный номер ему присваивается самостоятельно и утверждается в территориальном органе.[/info-box]

Акт инвентаризации отходов производства

Перед началом работы издается приказ, где указывают сроки проведения и сдачи актов, состав комиссии. В процессе работы комиссия изучает первичную документацию, отчетность, устанавливает количество учетных веществ, источники образования. По результатам работы составляется акт инвентаризации отходов производства.

Для акта можно использовать стандартный образец или разработать собственную форму. В акте отражают следующие данные:

  • наименование подразделения, где проводится опись веществ;
  • вид и код;
  • класс опасности;
  • параметры;
  • места хранения;
  • норматив образования;
  • как будут использоваться отходы (утилизация, повторное применение, сдача вторсырья).

Акт подписывается членами комиссии. В акте проставляют дату начала и окончания инвентаризации, основания для проведения. Утверждается акт руководителем предприятия.Пример акта инвентаризации отходов

Итоги

По результатам инвентаризации проверяется соответствие выявленных отходов нормам и лимитам на хранения. Данные используются для составления статистической отчетности, заполнения экологического паспорта.

После рассмотрения акта руководство принимает решение, какие действия с отходами предпринять в дальнейшем. Использование результатов помогает вовремя устранить проблемы при обращении с отходами, оперативно среагировать на появление новых видов веществ.

Добавить комментарий