Как получить лицензию и организовать утилизацию оргтехники?

Пока мы выкидываем на помойку вышедшую из строя оргтехнику, мы не станем цивилизованной страной. Утилизация оргтехники в соответствии с экологическим законодательством – атрибут технического прогресса, признак здорового общества, у которого есть будущее.

Зачем необходимо утилизировать технику?

Сломанная офисная компьютерная техника относится к четвертому классу опасности. Неправильная утилизация оргтехники или простой выброс на свалку загрязняет экологию.

В комплектующих деталях содержатся черные и цветные металлы, также пластик и стекло, которые можно использовать во вторичной переработке.

Во время эксплуатации оргтехники металлы, полимеры и фенолформальдегиды, входящие в ее состав, не представляют опасности для человека. Но попадая в природные условия, под воздействием солнца, ветра, перепадов температур подвергаются коррозии и начинают выделять ядовитые вещества. Таким образом опасность отходов повышается.

В электронных деталях техники содержатся свинец, сурьма, ртуть, мышьяк, кадмий. Вступая в контакт с природной средой, они образуют ядовитые оксиды, соли, кислоты и другие соединения.

Какую оргтехнику можно сдать на утилизацию?

Утилизации подлежит вся офисная оргтехника и оборудование.

Приборы Примеры
Средства коммуникации Телефоны, факсы.
Электронное оборудование Компьютеры, ноутбуки, планшеты.
Презентационное обеспечение Мониторы, проекторы, видеокамеры
Печатные устройства Принтеры, сканеры, копиры, ризографы.
Счетное оборудование Кассовые аппараты, счетные машинки.

Закон о утилизации оргтехники

Уничтожение офисной техники и оборудования регулируется несколькими законодательными документами:

Название документа Реквизиты Суть запрета
Административный кодекс РФ Ст. 8.2. Запрещает организациям и частным лицам выбрасывать оргтехнику вместе с обычным мусором.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» От 24.06.1998 №89-ФЗ Запрещает совершать вывоз на свалку организациям, не имеющим лицензии.
Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов” От 26 августа 2006 г. № 524 Регулирует порядок получения лицензий.

В России принят Закон «Об отходах производства и потребления». По нему юридические и физические лица отвечают за нарушение правил утилизации опасных отходов. Штраф достигает 1000 МРОТ.

Хранить и утилизировать оргтехнику может фирма, имеющая лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Как происходит процесс утилизации?

Для безопасной утилизации офисной техники разработана «Методика проведения работ по комплексной утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники», утвержденная Государственным Комитетом РФ по телекоммуникациям (от 19 октября 1999г.).

В результате отходы минимизированы, а комплектующие поступают на переработку.

Процесс переработки проходит поэтапно:

  1. Вывоз оргтехники с предприятия.
  2. Начальная разборка на составные части.
  3. Сортировка деталей по материалам – стекло, пластик, металлы и пр.
  4. Отправка на вторичную переработку.
  5. Особым образом проходит переработка электронных деталей. Их сдают на аффинажные заводы, где проводят химическую очистку тяжелых и драгметаллов, в том числе золота.
  6. Выделенные химически чистые драгоценные металлы имеют высокую стоимость и подлежат сдаче в Государственный фонд.
  7. Обезвреживание и уничтожение отходов повышенной опасности (при необходимости).

Аффинажный завод обязан выдать Паспорт о содержании драгметаллов в принятой на аффинаж технике.

Официальная утилизация оргтехники и оборудования

На рынке немало предложений специализированных компаний. Но как выбрать самую лучшую и добросовестную. Опирайтесь на следующие параметры:

  1. Организация должна иметь лицензию на утилизацию оргтехники.
  2. Работа с несколькими регионами России.
  3. Предоставление пакета документов.
  4. Утилизация:
  • компьютеров;
  • мониторов;
  • копиров;
  • другой офисной техники;
  • любого электронного оборудования;
  • передача электроники на аффинаж.

Сдающей организации потребуется выполнить всего три действия:

  1. Выбрать компанию.
  2. Подписать договор.
  3. Составить список оборудования.

Все остальное компания выполнит сама.

Кто представляет  услуги по утилизации?

Компании, оказывающие услуги по утилизации оргтехники должны иметь действующую лицензию, свидетельство о включении в перечень Пробирной палаты и право заниматься переработкой драгметаллов.

Списание оргтехники перед утилизацией

Для предприятий содержать на балансе старую оргтехнику просто невыгодно. Ведь за имущество, находящееся на балансе, придется платить налог на имущество. Поэтому его проще списать и сдать.

После того как визуально зафиксирован факт поломки и сделан вывод о том, что ремонту она не подлежит, необходимо пригласить эксперта, чтобы документально подтвердить, что техника идет на списание.

Документальное заключение обязательно для всех бюджетных организаций. Коммерческие структуры заказывают его в соответствии с требованиями руководства и бюджетно-финансовой политикой предприятия. Акт на списание основных средств оформляется по форме ОС-4.

Любой проверяющий ревизор, увидев акт о списании оргтехники, потребует документы об ее утилизации. Без них списание будет признано недействительным. Документы должны соответствовать по форме и содержанию, поэтому нужно обращаться в организации с опытом работы и знаниями в этой отрасли.

Бесплатная утилизация оргтехники

Некоторые компании предлагают услуги бесплатно. Это нормально и объясняется тем, что выделяемые при переработке чистые металлы, особенно драгоценные, высоко оплачиваются. Процесс переработки является прибыльным.

Однако, при выборе такой фирмы надо быть предельно внимательным, тщательно изучить договор и понимать свои риски.

Цены на утилизацию оргтехники

Стоимость услуг рассчитывается, исходя из рыночных расценок и зависит от типа оборудования, количества, сопутствующих услуг, например, погрузки и вывоза.

Примерные цены услуг:

Наименование Цена (руб.)
Печатное устройство 50-350
Копир 60-400
Факс/сканер 35-70
Шредер 40-80
Стационарный телефон 20-40
Мобильный телефон 25-50
Персональный компьютер 60-120

Примеры компаний

Заслуживают доверия компании, которые с большим опытом и хорошими отзывами от частных и государственных бюджетных организаций:

  • ООО «Алар»;
  • ООО «Эколайн»;
  • ООО «Ведущая утилизирующая компания» и другие.

Информацию о надежных компаниях можно проверить на Портале поставщиков – известном сайте, где размещены сведения о рынке предложений и услуг.

Лицензия и договор

Утилизация офисной техники сопровождается оформлением документов:

  1. Договор на утилизацию техники и оборудования.
  2. Акт приема-передачи.
  3. Перечень оборудования.
  4. Акт выполненных работ.
  5. Счет и счет-фактура.
  6. Паспорт о содержании драгоценных металлов.

Проверять документы нужно очень внимательно. Доверять можно только лицензированным компаниям. Любое отклонение от нормативных актов грозят штрафными санкциями для предприятия.

Получить лицензию и разрешительные сертификаты не так-то просто. Специализированные организации, давно работающие в этом сегменте услуг, дорожат своей репутацией и лицензией. В случае ненадлежащего исполнения охранного законодательства, они могут ее лишиться.

Выкидывая офисную технику на свалку, нужно отдавать себе отчет, чего лично каждый боится больше:

  • Уголовной и административной ответственности.
  • Штрафов из Налоговой инспекции, Санэпидемстанции, Ростехнадхора, Роспотребнадзора, экологической полиции.
  • Загрязнения экологии.
  • Мнения окружающих и собственной совести.

Какой вариант ответа на этот вопрос вы выберете? Задумайтесь о последствиях своих поступков и не совершайте ошибок, которые дорого обойдутся для планеты.

Утилизировать старое – это означает думать о будущем.

Добавить комментарий