Что такое визуальный шум в интерьере, на улицах и как с ним бороться?

Об информационной захламленности городов в последние годы заговорили многие политики и общественные деятели. Постановление мэра столицы, нормативные документы других городов направлены на борьбу с визуальным мусором. Исследования доказывают, что на замусоренных визуальными объектами улицах у людей появляется нервозность, просыпается агрессия.

[vote2x id=»3865″ align=»center»]

Сложность в том, что визуальный мусор в отличие от обычного нельзя выбросить в ведро. Бесполезная информация постоянно считывается рецепторами, делает человека невнимательным.

Старые покосившиеся столбы, ветхие рекламные конструкции, провисающие электропровода ухудшают внешний вид городов, представляют реальную угрозу жизни.

Визуальный шум легко определить по фото. Сторонники концепции избавления от информационного мусора на фотографиях красным цветом выделяют все то, что раздражает.

В крупных городах такого хлама много. Понятие «визуального мусора» трансформируют на облик квартиры. В интерьере тоже много объектов, которые порождают дисгармонию, мешают управлять сознанием.

Что такое визуальный мусор?

[info-box type=»bold»]Казалось бы, что общего между словами «мусор», трактуемым как отходы и «визуальный».[/info-box] На самом деле это то, что окружает жителей мегаполисов. В понятие включают наружную рекламу на всех видах носителей. Кстати, волонтеры выяснили, что в местах, где много людей, до 36% плакатов и стендов установлено незаконно.

[info-box type=»bold»]Экологи смотрят на проблему шире.[/info-box] К визуальному шуму относят неухоженные фасады, паутину проводов и даже разбитые дороги. В общем, все, что негативно действует на подсознание и создает чувство дискомфорта.

Информационный мусор это, к примеру, утратившая актуальность рекламная продукция. Среди нагромождения плакатов легко пропустить важную информацию. К визуальному мусору относят:

  • неудачно спроектированные сооружения;
  • наспех слепленные пристройки;
  • старые павильоны, не вписывающиеся в панораму города;
  • использование агрессивных расцветок в визуальных образах;
  • объявления на асфальте;
  • граффити;
  • уродливые ограждения;
  • текстовые ошибки в рекламе;
  • крупные рекламные объекты, размещенные на памятниках архитектуры (это тоже визуальный шум, такой мусор искажает историю);
  • нелегальные объявления, расклеенные на фонарных столбах и многое другое.

Один пример: здание в центре города, со всех сторон увешенное назойливой рекламой, не воспринимается как архитектурный объект. Страдает облик города. Психологи утверждают, что у жителей мегаполисов формируется негативное отношение к городской среде. Хлам побуждает к вандализму, создает чувство информационного перенасыщения. Внимание ослабевает, чаще случаются ДТП.

Нужно бороться с информационным мусором. В городах, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, отношение к визуальному шуму негативное. Реклама сведена до минимума.

Интересен опыт Каменск-Уральска. Специалисты отдела архитектуры и градостроительства инспектируют городскую территорию, выносят предписания по уборке устаревших и захламляющих визуальных объектов, памятников культурного наследия.

Владельцы 5 зданий в исторической части Каменск-Уральска на улице Ленина с пониманием отнеслись к замечаниям градостроительного совета, навели порядок. Исчезли нелегальные объявления, таблички в окнах, выносные штендерные конструкции.

В поле внимания попали:

  • неудачные дизайнерские решения визуальной рекламы, не совпадающие с общей колористкой улиц;
  • щиты, вывески, прочий мусор, затрудняющий доступ к нужной адресной информации, табличкам с указанием организации;
  • реклама, мешающая рассмотреть и оценить архитектуру прошлых столетий.

Ситуация меняется. Волонтеры выкладывают в интернет фотографии с выделенным красным цветом визуальным шумом. У людей формируется нетерпимое отношение к визуальному шуму, находящемуся в городской среде, обилию вывесок.

Как бороться с визуальным мусором?

Психологи утверждают, что начинать нужно с пропаганды. Изменить сознание людей помогут международные творческие конкурсы, публичные мастер-классы, повышающие мастерство дизайнеров. Эксперты считают, пора повышать стандарты профессии.

[vote2x id=»3906″ align=»center»]

Чиновники уверены, что пора вводить законодательные акты. Разработка дизайн-кода городской среды необходима как никогда раньше. Это совокупность документов, градирующих рекламу на полезную информацию и неуместную или ненужную.

[info-box type=»bold»]Поможет утверждение статуса памятников архитектурного наследия, запрет на использование фасадов под рекламное пространство.[/info-box] Организации, обслуживающие рекламные конструкции, нужно заинтересовать в размещении качественных рекламных продуктов.

Каждый город вправе разрабатывать концепцию городской среды. Если на государственном уровне будут утверждены базовые принципы очистки городской среды от хлама, мешающего визуализации зданий и улиц, ситуация в мегаполисах изменится.

Добавить комментарий