Утилизация судов на металлолом: как и где можно утилизировать?

Скопление отслужившего морского транспорта в припортовых водах и образование «кладбищ кораблей» — одна из проблем современной экологии. Для очистки воды и освобождения места в водных путях необходимо проведение мер по уничтожению заброшенных судов.

Утилизация кораблей – процесс уничтожения водных транспортных средств с вышедшим сроком эксплуатации. Старые лодки, теплоходы, баржи подлежат разбору и дальнейшей переработке материалов, из которых они изготовлены. Эта процедура относится к дорогостоящим и проводится в определённых местах утилизации.

Зачем утилизировать корабли?

Скопление заброшенных судов в морской акватории загрязняет воду, влияет на флору и фауну, мешает навигации. Водные транспортные средства скапливаются на «кладбищах кораблей» и находятся в воде десятилетиями. Отсутствие мер по утилизации влечёт изменения в экологии и захламление водных пространств.

Срок эксплуатации водного транспорта ограничен 20-30 годами. Судовладельцу, который не утилизирует испорченное водное транспортное средство в положенные сроки, полагается уголовное наказание. Причины, по которым необходима утилизация старых суден:

  • отсутствие мест на стоянках;
  • захламление водного пространства;
  • загрязнения территорий вблизи портов;
  • повышенная вероятность столкновения теплоходов с заброшенными кораблями;
  • вредные вещества в составе материалов, из которых сделан морской транспорт;
  • пожароопасные краски и покрытия для теплоизоляции;
  • отсутствие систем пожаротушения на случай возгорания.

Заброшенные ржавые корабли привлекают внимание искателей приключений, включая детей. Нахождение на старом корабле представляет опасность для жизни человека. Люди стремятся обследовать заброшенные суда, перемещаются по ржавым балкам и разрушенным палубам. Экстремальное развлечение сопряжено с травмами и вероятностью смертельного исхода. Утилизация водных транспортных средств требуется для защиты населения от опасного пребывания на кладбищах кораблей.

Нахождение заброшенного морского транспорта в воде вредит морской экосистеме из-за утечек вредных веществ, входящих в состав материалов судового оборудования. Отдельную опасность представляют заброшенные и утонувшие подводные лодки, работающие на ядерных реакторах.

Процесс уничтожения водного транспорта сложнее, чем сухопутного. Разбор крупного судна проводится под открытым небом, требуется привлечение значительного числа рабочих. Детали от разобранного судна пригодны для переработки и использования в действующем транспорте.

Где утилизируют корабли?

Утилизация судов проводится в портах Турции, Индии, Бангладеша, Пакистана. Существуют места утилизации в России, США и ряде других стран. Разбор морского транспорта проходит на судоремонтных заводах. Наибольший объём работы приходится на точки утилизации в Бангладеше. Рабочие трудятся в опасных для жизни условиях.

Высокая смертность возникает из-за обрушений конструкций, пожаров, отравлений химическими веществами. Теплоходы покрыты пожароопасной краской и утеплителем, которые создают угрозу пожаров во время работ по разбору. Труд рабочих относится к низкооплачиваемым. Работать на верфях разрешается с 14 лет.

Ситуация с условиями труда в точках утилизации водного транспорта постепенно улучшается. В Индии были повышены требования безопасности во время рабочего процесса, но проблема труда в сфере утилизации остаётся открытой.

Как происходит процесс утилизации кораблей?

Утилизация водных транспортных средств не автоматизирована. Большие суда нельзя перевезти в сухой док. Разбор судов на металлолом проводится в ручном режиме под открытым небом. Исключение составляют военные лайнеры, оснащённые секретным оборудованием, в т.ч. атомные подводные лодки. После снятия засекреченной техники в сухом доке судно переводят в верфь и уничтожают обычным методом.

Специальных аппаратов для разбора кораблей нет. Используются столярные инструменты, лебедки, подъёмники, резаки. Судно обносится строительными лесами. Работы проводятся с внешней стороны и изнутри. Разобранные детали судна грузятся на наземный транспорт и отвозятся из дока в места переработки.

Подготовка судна

Перед утилизацией корабля тщательно изучается сопроводительная документация, проверяется наличие ядовитых химикатов в составе материалов. Процесс ликвидации морского транспорта зависит от уровня токсинов, горючих веществ, от присутствия опасных жидкостей. В условиях повышенного контроля уничтожаются радиоактивные элементы.

Демонтаж оборудования

В условленном месте судно сажают на мель. Места для разбора морского транспорта расположены близи железнодорожных путей. Операция по ликвидации корабля проводится во время прилива.

Когда уровень воды снижается, большая часть судна остаётся на открытом воздухе. С корабля снимается вся техника, узлы, кабели и т.д. Демонтаж оборудования занимает до 10 дней. После демонтажа должен оставаться только корпус.

Разделка корпуса

Когда всё оборудование снято, вокруг судна устанавливают строительные леса. При помощи газовых резаков корпус разрезают на части. Деление происходит по отсекам. Дно разделывают изнутри, борт – снаружи.

Разделка секций

После распила корпуса образовавшиеся секции разрезают на блоки. По завершении процесса резки оставшиеся детали корпуса переносят на сушу и разбирают на детали, подходящие для перевозки наземным транспортом.

Сортировка

Материалы, из которых изготавливаются водные транспортные средства, содержат ценные металлы и сплавы, пригодные для дальнейшего использования после разбора корабля. Блоки сортируют и отправляют в центры переработки металла.

Особенности утилизации подводных лодок

Подводные суда, которые работают на ядерном топливе, имеют ограниченный срок годности. Средний срок службы подводной лодки – 25 лет. Утилизация подводных лодок – опасная и дорогостоящая процедура, сопряжённая с опасностью утечки радиации. Доставка подводного судна до места уничтожения осуществляется наземным транспортом или водным буксиром.

Разбор лодки должен проводиться в условиях строгого соблюдения мер безопасности. Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Демонтаж оборудования.
  2. Вывод из реакторов радиоактивных веществ.
  3. Перевод судна в док.
  4. Вырезание отсеков, в которых расположены реакторы.
  5. Герметизация трёхотсечных блоков.
  6. Перемещение реакторов в места долгосрочного хранения.
  7. Утилизация концевых отсеков судна.

Отдельную опасность представляют аварии на атомных лодках. При взрывах на подводных судах происходит попадание радиоактивных веществ в водное пространство. Для сохранения экологии необходим подъём судна на поверхность и дальнейшее уничтожение.

После списания со службы атомная лодка 2-3 года находится в очереди на утилизацию. Разбор подводной лодки занимает до одного года. В России разбор единиц подводного флота проводится на оборудованных судоремонтных заводах.

Утилизация дюралевой лодки

Частные маломерные суда, которые после истечения срока годности остаются на воде, тоже загрязняют морские и речные пространства. Владелец должен утилизировать дюралевую лодку или катер. Дюраль – сплав алюминия, часто используемый в производстве лодок. Отслужившую лодку необходимо передать в службу по переработке дюралевого металла.

Предварительно снимается оборудование (мотор, кабели и т.д.). За сдачу водного транспортного средства на металлолом владелец может получить денежную выручку, но стоимость дюраля ниже, чем стоимость изделий из чистого алюминия. В службе по утилизации сданную лодку распиливают и отправляют на заводы для дальнейшей переработки металла.

Утилизация кораблей в России

Проблема утилизации кораблей в России до конца не решена. Остро стоит вопрос о необходимости уничтожения кораблей с вышедшим сроком годности, затонувших теплоходов и т.д. В 2012 году правительством РФ было издано постановление №620, согласно которому водные транспортные средства должны быть утилизированы в соответствии с экологическими требованиями.

Процесс разбора кораблей сопряжён с повышенной опасностью для жизни человека. Стоимость утилизации высокая, поэтому большинство судовладельцев не готово платить назначенную сумму. Частные суда остаются в открытой воде, ржавеют и тонут. Обязать владельца уничтожить корабль способен только суд.

Экологический вопрос сквозь призму утилизации кораблей

Ржавые заброшенные суда способствуют выбросу в воду значительного количества токсичных и отравляющих веществ. Нахождение старого теплохода в открытом водном пространстве приводит к загрязнению водной акватории:

  1. Металлические детали оседают на дно. Течение способно разнести детали корабля на километры от места затопления.
  2. Загрязненные воды наносят ущерб растениям и животным, обитающим в близлежащих водах.
  3. Морские суда покрываются краской, которая легко воспламеняется. При возгорании судно сгорает дотла, происходит выброс химических веществ в атмосферу.
  4. Штормовые ветра способны сдвинуть корабль и унести его в море. Дрейфующие суда представляют угрозу для навигации.

Вопрос утилизации судов остаётся открытым. Разбор отслуживших кораблей и лодок способствует очищению водного пространства и сохранению морской экологии, но стоимость процедуры отпугивает судовладельцев. Для решения проблемы требуется внесение законодательных изменений и строгий государственный контроль над заброшенными суднами.

Добавить комментарий