Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха

Чтобы обеспечить конституционное право получения достоверной информации об экологии, в России приняли ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха». Вообще в рамках международной правовой охраны атмосферы реализуется комплекс мер по решению экологических проблем.

В их число входят изменение климата, кислотные дожди, биологическое, химическое оружие. Загрязнение воздушной среды является серьезной проблемой, требующей постоянного вмешательства природоохранных структур.

Какие понятия определяет ФЗ об охране атмосферного воздуха?

Создание Федерального закона об охране атмосферного воздуха датируется 1999 г. В ст. 29 ФЗ утверждаются права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области защиты чистоты атмосферного, наружного воздуха.

В том числе людям гарантируется получение информации о его состоянии, загрязнении, право участия в мероприятиях по сохранению его чистоты, обсуждения соответствующих программ, предъявления исков о возмещении вреда здоровью, имуществу, экологии вследствие загрязнения воздушного пространства.

Основные понятия разъясняет ст. 1:

  • атмосферный, то есть наружный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, состоящий из газов атмосферы;
  • загрязняющие вещества – химические и биокомпоненты либо смеси тех и других, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека и среду;
  • загрязнение атмосферного слоя или воздуха – попадание в него загрязняющих веществ в концентрации, превышающей нормативы;
  • его охрана – меры органов госвласти РФ, юрлиц и граждан по улучшению его качества;
  • его качество – комплекс физических, химических, биологических свойств, отражающих степень соответствия нормативам;
  • мониторинг – система наблюдения за состоянием воздушной среды и загрязнением, оценка и прогноз дальнейшего негативного воздействия;
  • технический норматив выброса – определяется как объем (масса) химических веществ или их смесей из расчета на единицу пробега ТС либо работы двигателя;
  • предельно допустимый выброс – объем (масса) химвеществ, их смесей, микроорганизмов как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса.

Правовые способы охраны воздуха

Одно из основных направлений охраны атмосферы – установка нормативов отрицательного воздействия на воздушную среду. Отдельные значения действуют для разных производств и регионов. Кроме того, устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей в воздушную среду. ПДК отражает качество среды.

Минприроды РФ контролирует деятельность других природоохранных органов и предприятий с целью оздоровления атмосферного воздуха. Министерство выдает разрешения на его потребление для производственных нужд, разрабатывает правила, стандарты в области его защиты от негативных воздействий.

Правила охраны воздуха включают запрет на ввод в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям по защите атмосферы. Не допустима эксплуатация ТС, превышающих нормативы выбросов. Запрещено ставить на госучет авто без сертификатов о соответствии концентраций загрязняющих веществ допустимым, складировать в населенных пунктах отходы, которые загрязняют атмосферу.

Для предупреждения вреда для атмосферы госвласти наделены правом приостанавливать работу предприятий, цехов или закрывать их, если они нарушают атмосферные условия. Сами организации-загрязнители обязаны обустраивать лесопосадки для нейтрализации вредных выбросов.

Это не полный перечень правовых мер по защите атмосферного воздуха. Вопросы природоохранной деятельности регулируются еще и другими законодательными актами:

  1. Воздушный кодекс РФ – предъявляет требования к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.
  2. УК РФ – содержит статьи, касающиеся экологических преступлений.
  3. ГОСТ (1986) «Охрана природы. Атмосфера…» — устанавливает нормы и методы определения вредных выбросов с отработавшими газами дизелей, сельхозмашин.
  4. ФЗ «Об уничтожении химоружия».
  5. ФЗ «О радиационной безопасности».
  6. ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Контроль за охраной воздуха

Закон к тому же устанавливает необходимость госконтроля за использованием воздуха, предотвращением загрязнения, соблюдением экологических нормативов. Основные мероприятия в этой области:

  1. Мониторинг за состоянием воздушной среды, учет вредных воздействий. Осуществляется Федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Ежедневно составляется прогноз неблагоприятных метеоусловий, информация передается предприятиям. Они обязаны изменять режим работы цехов по требованию, агрегатов-загрязнителей для прекращения или снижения объема выбросов.
  2. Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ осуществляется контроль за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, снижающих или устраняющих загрязнение атмосферы промышленными выбросами и бытовыми отходами.
  3. Для предприятий установлена обязательность производственного контроля в области защиты атмосферы от вредных воздействий. Они обязаны соблюдать нормативы предельно допустимых выбросов.

Местные администрации обязаны контролировать проведение охранных мероприятий, участвовать в планировании, отслеживать результаты.

За нарушения природоохранных норм предусмотрена дисциплинарная, административная, материальная и даже уголовная ответственность. Предметом посягательства может служить чистота, нормальное физическое состояние воздуха – прозрачность, газовый состав, температура, атмосферное давление.

Последние изменения в законе об охране атмосферного воздуха от 29 июля 2018

В законе об охране атмосферного воздуха появился ряд изменений. Они коснулись сразу трех статей.

Ст. 12 определяет нормативы выбросов вредных веществ в атмосферу. ФЗ самостоятельно устанавливает технические нормативы, но допустимые пределы определяют органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретных стационарных источников выбросов.

Ст. 15 приводит стандартные условия для видов деятельности, последствиями которых становится вредное воздействие на атмосферные условия. К техсредствам, оказывающим отрицательное влияние, применяются нормативы для защиты здоровья нации и генофонда. Запрещается внедрение новых материалов, технологий производства, несоответствующих нормам. В РФ разрешается только сертифицированное топливо. Запрещается использование и реализация техсредств и установок без сертификатов.

Ст. 25 описывает порядок контроля за производством, вредно влияющим на атмосферу. Юрлица обязаны контролировать производство с учетом нормативов вредных веществ и сдавать отчетность госорганам с указанием ответственных лиц.

Ссылка на основную публикацию
Хотите больше информации по теме? Прочтите это:
Adblock detector