Переработка и утилизация отходов моторных масел

В составе синтетических и полусинтетических моторных масел присутствуют опасные для окружающей среды вещества. Смазочные жидкости имеют ограниченный ресурс работы, поэтому должны подвергаться утилизации или регенерации.

Состав отходов моторных масел

Отходы минеральных моторных масел состоят из десятков химических веществ: из свинца, цинка и других тяжелых металлов, а также из кальция, фосфора и полициклических органических соединений. Все эти компоненты очень медленно распадаются и при попадании в землю и воду отравляют их, делая непригодными для дальнейшего использования и опасными для людей и животных.

В минеральных маслах практически отсутствуют присадки, стабилизаторы и галогенные реагенты. Но точный состав узнать нельзя, так как производители не рассказывают, что в продукции содержатся присадки, увеличивающие токсичность смазочных материалов.

Они представляют собой продукт переработки нефти, легкие и практически не растворяются в воде. После попадания в водоемы моторные масла остаются на поверхности, из-за чего часто возникают проблемы с экологией и даже катастрофы.

Синтетические представляют собой органические соединения, полученные из углеродного сырья. Для получения полусинтетических смазок модифицируют натуральные масла. Они стабильны, не меняют вязкость при изменении температуры, медленно разлагаются, поэтому их предпочитают минеральным продуктам.

Независимо от того, каким способом изготовлен смазочный материал, он содержит алканы, арены и производные нафтена. Во время использования масла нагреваются, что провоцирует окисление органических веществ и нафтенов, а парафины распадаются на короткие цепи. В таком состоянии техническая жидкость не способна полноценно обкспечивать смазку, из-за чего возможен износ двигателей.

Отходы масла попадают в атмосферу и представляют серьезную опасность для экологии.

Отработанные авиационные, автомобильные и другие виды масел содержат также золу и механические примеси. Поэтому утилизацию проводить должны специальные заводы и компании, владеющие профессиональным оборудованием и сертификатами.

Класс опасности

Отходы минеральных масел, не содержащих галогены считаются веществами III класса опасности.

Федеральный классификационный каталог отходов или ФККО содержит перечень различных отходов для облегчения работы предприятий. Смазочные материалы имеют код по ФККО 41310001313. Отходы III класса опасности опасны для экологии:

  1. Химические стойкие соединения нефтяного ряда вызывают изменения в ДНК растений, а также способствуют развитию онкологических заболеваний у людей.
  2. Тяжелые металлы вредят клеткам легких, почек и других жизненно важных органов, вызывают опасные патологические процессы.
  3. Хлорорганические и фосфорорганические вещества при испарении вызывают приступы кашля и одышки у людей.

Под влиянием вредных отходов загрязняется почва и вода, гибнут растения, птицы и животные.

Опасность масляных отходов

Моторные масла потребляются миллионами тонн, но только часть из них подвергается переработке. Остальную жидкость выливают в водоемы, канализации, распыляют в атмосфере. Это серьезная мировая проблема, так как литр отработанного масла делает непригодным для использования 100-1000 тонн грунтовых вод.

Экологи утверждают, что 40% мировой воды покрыто пленкой из отработанных масел. Кроме токсичности, эта жидкость опасна тем, что создает благоприятные условия для размножения патогенных микроорганизмов.

Некоторые конторы скупают отработанное масло и используют его, как топливо, что не менее опасно для экологии, так как в атмосферу попадают токсические вещества. Так часто поступают станции технического обслуживания автомобилей. Ведь гораздо выгодней продать отходы и получить за них деньги, чем самим платить за переработку. Таким способом предприятия вводят планету в состояние экологической катастрофы.

Для сжигания отработанных смазочных материалов подходят только безопасные системы. Существуют современные и качественные способы утилизации.

Методы переработки и утилизации

Из непригодных для использования технических жидкостей удаляют тяжелые металлы, эмульсионную воду и термостойкие соединения. В дальнейшем переработанные масла можно использовать, как топливо для котельных. Их можно не только сжигать:

  1. Восстановление.
    Методика основана на удалении из масел загрязняющих компонентов. После восстановления возвращаются прежние свойства жидкости, а срок годности продлевается, и их используют по назначению.
  2. Отправка на нефтеперерабатывающий завод.
    Там отходам найдут применение в производстве бензина.
  3. Переработка и сжигание для получения энергии.
    Сначала смазочные материалы очищают от воды и токсических соединений. После этого используют, как топливо, так как из 1 литра переработанных отходов получают 40МДж энергии.
  4. Регенерация.
    Это экологичный способ утилизации. Он заключается в удалении загрязнителей и применении полученной жидкости для производства такого же масла. Таким образом, смазку можно использовать бесконечное количество раз без вреда для экологии.

Чтобы провести регенерацию масел, производители пользуются следующими методиками:

  • Физическими.
    Жидкость фильтруют через пористые перегородки для удаления крупных загрязнений, применяют теплофизические и комбинированные техники.
  • Физико-химическими.
    Отходы подвергают коагуляции, ионообменной чистке, сорбации, экстракции.
  • Химическими.
    Для обработки тяжелых металлов используют щелочи, кислоты, выполняют гидрогенизацию.
Добавить комментарий